shkolageo.ru 1


Государственное образовательное учреждение лицей №419

Государственное образовательное учреждение лицей №419

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Исследовательская работа по музыке

Тема: «Импрессионизм в музыке».

Работу выполнили

учащиеся 8а класса

лицея №419

Мирова Дива

Николаев Максим.

Руководитель: учитель музыки

Кац А. В.

2010-2011 уч. год.

Импрессионизм в живописи

Когда во Франции началась эпоха технического прогресса. Мир, казавшийся до этого огромным, стал стремительно уменьшаться. В таком мире оставалось всё меньше места для тайн, чудес и волшебства…

Не замечали этого только художники. Как и прежде, целыми днями они сидели в тесных мастерских, и, как и пятьсот лет назад , на их картинах появлялись одни и те же сюжеты: грозные боги и титаны из древнегреческих мифов, величественные рыцари в сверкающих латах верхом на могучих конях, всем известные сцены из Библии. Постепенно молодые живописцы стали возмущаться тем, что учителя заставляли их писать одно и тоже.

«Дайте нам попробовать что-нибудь другое, что ещё никто до нас не рисовал!» - просили скучающие подмастерья у своих учителей. Но они ни о каких новшествах и слышать не хотели. «Раз такие картины, какие пишем мы, люди хвалят вот уже пятьсот лет, то зачем нужно что-то менять? Так что рисуйте Геракла, Персея и других героев!» Но, как всегда бывает, заставить слушаться удалось не всех. И первыми подняли бунт молодые художники во Франции. Их звали Эдуард Мане, Эдгар Дега и Огюст Ренуар.

«Дайте нам попробовать что-нибудь другое, что ещё никто до нас не рисовал!» - просили скучающие подмастерья у своих учителей. Но они ни о каких новшествах и слышать не хотели. «Раз такие картины, какие пишем мы, люди хвалят вот уже пятьсот лет, то зачем нужно что-то менять? Так что рисуйте Геракла, Персея и других героев!» Но, как всегда бывает, заставить слушаться удалось не всех. И первыми подняли бунт молодые художники во Франции. Их звали Эдуард Мане, Эдгар Дега и Огюст Ренуар.


Художники хотели писать картины о новом мире, о современных им людях. И мало того, что они выбрали новые темы для своих картин, они и рисовать стали по-другому. Не чётким контуром-линией выделялись на холстах люди, растения и предметы, а иногда лишь размытыми границами между разными цветами.

Художники хотели писать картины о новом мире, о современных им людях. И мало того, что они выбрали новые темы для своих картин, они и рисовать стали по-другому. Не чётким контуром-линией выделялись на холстах люди, растения и предметы, а иногда лишь размытыми границами между разными цветами.

Старые прославленные мастера живописи рассердились. На выставках разрешали выставляться только тем, кто писал по старым правилам на привычные старые темы.

В бедности и безвестности жили сначала и Ренуар и Мане, и Дега, но они продолжали писать картины так, как им казалось правильнее. Ведь не только герои и знаменитости имеют право быть изображенными на холсте. Каждый человек неповторим и заслуживает внимания. И природа тоже.

Бунтующие художники не собирались сдаваться. Они устроили собственную выставку, которую так и назвали “Салон отвергнутых”. И все они, продолжали писать не величественные морские корабли, а обычные баржи на реке, не таинственные морские бухточки, а всего-навсего “Лягушатник” – обыкновенный речной пляж у отмели.

Бунтующие художники не собирались сдаваться. Они устроили собственную выставку, которую так и назвали “Салон отвергнутых”. И все они, продолжали писать не величественные морские корабли, а обычные баржи на реке, не таинственные морские бухточки, а всего-навсего “Лягушатник” – обыкновенный речной пляж у отмели.

В конце концов, создали молодые художники новую живопись, которую назвали “Импрессионизм”, что означает “впечатление”. Впечатление от одного-единственного момента в жизни, который нельзя вернуть и повторить.


Импрессионизм в музыке

Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 года, когда в Париже были опубликованы импрессионистические работы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды»), первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле (прежде всего, «Послеполуденный отдых фавна»).

Импрессионизм в музыку также как и в живописи проявился, прежде всего, в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому, что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Явление, непосредственно подготовившее музыкальный импрессионизм – это современная французская поэзия и живописный импрессионизм.


Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении». Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка. В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя - Клода Дебюсси. С некоторыми оговорками к импрессионистам могут быть отнесены такие крупные французские композиторы, как П.Дюка, Ф.Шмитт, Л.Обер, Ж.Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские черты музыки мы находим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения» и других произведениях. Как и художники-импрессионисты, представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому пейзажу.

Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении». Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты охотно обращаются к жанрам программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам, в них они ищут пути обновления музыкального языка. В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя - Клода Дебюсси. С некоторыми оговорками к импрессионистам могут быть отнесены такие крупные французские композиторы, как П.Дюка, Ф.Шмитт, Л.Обер, Ж.Роже-Дюкаса. Так же импрессионистские черты музыки мы находим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения» и других произведениях. Как и художники-импрессионисты, представители музыкального импрессионизма проявляются в тяготении к поэтическому пейзажу.


Влияние живописи на музыку

В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается родственная тематика, красочные сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж. Есть общие черты и в художественном методе - стремление к передаче первого, непосредственного впечатления от явления. Нельзя не отметить тяготение импрессионистов к миниатюрным формам; всё это вытекало из основного художественного метода, они ценили мимолетность, быстротечность живых впечатлений. Поэтому живописцы обращаются не к крупной композиции, а к портрету, этюду; музыканты - не к симфонии, а к романсу, оркестровой или фортепьянной миниатюре. Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности. Так же как и в живописи, поиски музыкантов были направлены на расширение круга выразительных средств, для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочной стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки.

Клод Дебюсси

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. С девяти лет начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности мальчика, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси ежегодные премии по сольфеджио. Уже в студенческие годы его игра отличалась содержательностью, эмоциональностью и богатством звуковой палитры. Но своеобразие его стиля не нашло признания ни у преподавателей консерватории, ни у сверстников. Впервые его пианистический талант был отмечен премией лишь в 1877 году за исполнение сонаты Шумана. В 1881 году Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участия в домашних концертах фон Мекк. Эта первая поездка в Россию пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни. В 1884 году был удостоен Большой Римской премией за кантату "Блудный сын".


Морис Равель

Морис Равель (1875—1937)—французский композитор. С 1889 по 1905 занимался в Парижской консерватории. Равель уделял особое внимание французской литературе и живописи (увлекался импрессионистами). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения). Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинениями, выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в том числе фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку. В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции.

Эрик Сати

Сати родился 17 мая 1866 года в нормандском городе Онфлёр. В 1879 году поступил в Парижскую консерваторию, но после двух с половиной лет не слишком успешной учебы был исключен. В 1885 году снова поступил в консерваторию, и снова её не закончил.

Эрик Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами, и любил разыгрывать друзей. Он давал такие названия своим произведениям, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз.

Сати до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Широкой публике его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издателями.

Эрик Сати выступал как первооткрыватель импрессионизма, но в силу своего характера не смог выдвинуться в активную концертную практику и, начиная с 1902 года, открыто объявил себя не только в оппозиции к стилю, но и основал целый ряд новых, не только противоположных, но и враждебных ему. Что интересно, при таком положении дел на протяжении ещё десяти-пятнадцати лет Сати продолжал оставаться близким другом, приятелем и противником как Дебюсси, так и Равеля. Равным образом и Морис Равель, несмотря на весьма сложные, а иногда даже открыто конфликтные личные отношения с Эриком Сати, не уставал твердить, что встреча с ним имела для него решающее значение и неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он Эрику Сати обязан. Буквально при каждом удобном случае Равель повторял это и самому Сати «в лицо», чем немало удивлял этого общепризнанного «неуклюжего и гениального Провозвестника новых времён».

Эрик Сати выступал как первооткрыватель импрессионизма, но в силу своего характера не смог выдвинуться в активную концертную практику и, начиная с 1902 года, открыто объявил себя не только в оппозиции к стилю, но и основал целый ряд новых, не только противоположных, но и враждебных ему. Что интересно, при таком положении дел на протяжении ещё десяти-пятнадцати лет Сати продолжал оставаться близким другом, приятелем и противником как Дебюсси, так и Равеля. Равным образом и Морис Равель, несмотря на весьма сложные, а иногда даже открыто конфликтные личные отношения с Эриком Сати, не уставал твердить, что встреча с ним имела для него решающее значение и неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он Эрику Сати обязан. Буквально при каждом удобном случае Равель повторял это и самому Сати «в лицо», чем немало удивлял этого общепризнанного «неуклюжего и гениального Провозвестника новых времён».


«музыкальные краски»

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам – К. Дебюсси и М. Равелю.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мёртвые листья».

Музыка импрессионистов передает не только краски, но и тончайшие, изменчивые оттенки цвета. Такие возможности музыки очень близки живописи импрессионистов. Может быть, никогда ещё эти два искусства не были так созвучны друг другу.

Главное в произведениях импрессионистов – отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Эти впечатления могут быть навеяны и мифологическими персонажами, и древними памятниками, но чаще всего – бесконечно разнообразными картинами природы.

В целом следует признать, что жизнь этого музыкального стиля была достаточно краткой даже по меркам скоротечного XX века. Первые следы отхода от музыкального импрессионизма и стремление расширить пределы музыкального мышления можно обнаружить в творчестве самого Клода Дебюсси уже после 1910 года. Что же касается первооткрывателя нового стиля, Эрика Сати — то раньше всех он решительно покидает растущие ряды сторонников импрессионизма, а спустя ещё десять лет — организует критику, оппозицию и прямое противодействие этому течению. К началу 30-х годов XX века импрессионизм стал уже старомодным, превратился в исторический стиль и полностью сошёл с арены актуального искусства, растворившись в творчестве мастеров совершенно иных стилистических направлений. Но не смотря на это, импрессионизм всё-таки остался значимой частью истории искусства и оставил нестираемый след в ней.

В целом следует признать, что жизнь этого музыкального стиля была достаточно краткой даже по меркам скоротечного XX века. Первые следы отхода от музыкального импрессионизма и стремление расширить пределы музыкального мышления можно обнаружить в творчестве самого Клода Дебюсси уже после 1910 года. Что же касается первооткрывателя нового стиля, Эрика Сати — то раньше всех он решительно покидает растущие ряды сторонников импрессионизма, а спустя ещё десять лет — организует критику, оппозицию и прямое противодействие этому течению. К началу 30-х годов XX века импрессионизм стал уже старомодным, превратился в исторический стиль и полностью сошёл с арены актуального искусства, растворившись в творчестве мастеров совершенно иных стилистических направлений. Но не смотря на это, импрессионизм всё-таки остался значимой частью истории искусства и оставил нестираемый след в ней.

« Остановись мгновенье, ты – прекрасно! »

« Остановись мгновенье, ты – прекрасно! »