shkolageo.ru 1






1) Природа отношений между личностью и группой. В какой степени люди независимы или «принадлежат» своим группам? Шварц назвал полюса этого измерения Автономией и Принадлежностью (ранее – Консерватизмом). Шварц выделяет Интеллектуальную Автономию (широта взглядов, любознательность, творчество) и Аффективную Автономию (удовольствие, разнообразие жизни, наслаждение). В культурах, ценящих Принадлежность, люди рассматриваются как принадлежащие коллективам (социальный порядок, уважение традиций, безопасность, долг и мудрость).

  • 1) Природа отношений между личностью и группой. В какой степени люди независимы или «принадлежат» своим группам? Шварц назвал полюса этого измерения Автономией и Принадлежностью (ранее – Консерватизмом). Шварц выделяет Интеллектуальную Автономию (широта взглядов, любознательность, творчество) и Аффективную Автономию (удовольствие, разнообразие жизни, наслаждение). В культурах, ценящих Принадлежность, люди рассматриваются как принадлежащие коллективам (социальный порядок, уважение традиций, безопасность, долг и мудрость).

  • 2) Обеспечение социально-ответственного поведения. Людей следует побуждать считаться с благополучием других, координировать свои действия, и тем самым регулировать неизбежную зависимость людей друг от друга. Полюс Равноправия побуждает признавать моральное равенство всех людей (равенство, социальная справедливость, ответственность, помощь, и честность). Альтернативный полюс – Иерархия - основывается на иерархической системе ролевых предписаний (социальная власть, авторитетность, подчинение и богатство).

  • 3) Регуляция отношения людей к своему природному и социальному окружению. Гармония утверждает принятие мира таким, каков он есть, пытаясь скорее понять и оценить его, нежели изменить или использовать (мир на земле, единство с природой и защита окружающей среды). Мастерство поощряет активное самоутверждение для того, чтобы направить и изменить природную и социальную среду (амбиции, успеха, дерзости и компетентности).






Методика исследования ценностей культуры Ш.Шварца (SVS57)

  • Отвечая на этот вопросник, Вам следует спросить себя: «Какие ценности более важны для меня, как основополагающие принципы моей жизни, а какие менее важны?». Ниже приведены два списка ценностей. Эти ценности взяты из разных культур. В скобках после каждой ценности данно объяснение, которое поможет Вам лучше понять её значение.

  • Ваша задача – указать, в какой степени каждая ценность является основополагающим принципом Вашей жизни. Используйте приведённую ниже шкалу оценок:

  • Как руководящий принцип в моей жизни, эта ценность:

  • Противоположна не очень наиважнейшая

  • моим ценностям важна важна важна

  • -1 0 1 2 3 4 5 6 7

  • ЦЕННОСТИ (группа 1)

  • 1____РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

  • 2____ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

  • 3____ВЛАСТЬ (контроль над другими, доминирование, господство)

  • 4____УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

  • 5____СВОБОДА (свобода мыслей и поступков)

  • ЦЕННОСТИ (группа 2)

  • 31____НЕЗАВИСИМОСТЬ (уверенность в своих силах, самодостаточность)

  • 32____УМЕРЕННОСТЬ (избегание крайностей в чувствах и поступках)

  • 33____ВЕРНОСТЬ (преданность друзьям, своим ближним)

  • 34____ЧЕСТОЛЮБИЕ (усердие в работе, целеустремленность)

  • 35____ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям)





















  • Culture matters...





– установка на экономический патернализм;

  • – установка на экономический патернализм;

  • – установка на экономическую самостоятельность;

  • – представления об изменениях своего благосостояния за последние 2 года;

  • – представления об изменениях в собственном материальном благосостоянии в будущем году;





2005 2008 (молодежь)

  • 2005 2008 (молодежь)





















1) степень горизонтальности-вертикальности общества:

  • 1) степень горизонтальности-вертикальности общества:

  • изобретательность менее вероятна в иерархичном обществе, т.к. бюрократия подавляет творческую активность;

  • коммуникация способствует изобретательности, поскольку она требует «вклада» от других;

  • инновации требуют децентрализованной власти, а в иерархических обществах власть более централизована;

  • в иерархических обществах более распространены системы контроля, основанные на правилах и процедурах, а не на доверии, что подавляет креативность и изобретательность;

  • изобретения – тяжелый труд и требуют строгой трудовой этики, а иерархические общества более фаталистичны, люди в них меньше считают, что инновации требуют серьезного труда;

  • изобретения часто влекут за собой радикальные социальные изменения, а иерархические общества стремятся минимизировать эти изменения, поскольку страшатся перераспределения власти.


2) индивидуализм:

  • 2) индивидуализм:

  • в индивидуалистических обществах свобода больше ценится, а свобода необходима для творчества;

  • изобретательность требует поиска внешней информации, и поскольку индивидуалистические культуры не так ценят лояльность, как коллективистские, поэтому они способны собрать больше информации, необходимой для изобретений;

  • малые фирмы более изобретательны, чем большие (в индивидуалистических обществах предпочитают малые фирмы);

  • изобретателей нужно вознаграждать за изобретения деньгами и признанием, что более типично для индивидуалистических обществ, умеющих ценить и выделять индивидуальность;

  • для возникновения инноваций необходима поддержка руководства организаций, и в индивидуалистических обществах люди чаще ее ищут и находят;

  • психологические характеристики независимости, мотивации достижения и нонконформизма, необходимые для инноваций и изобретательности, более распространены в индивидуалистических обществах.


Результаты эмпирических исследований в США (Shane, 1992) показали, что индивидуалистические и неиерархические («горизонтальные») общества более изобретательны и более склонны к инновациям.

  • Результаты эмпирических исследований в США (Shane, 1992) показали, что индивидуалистические и неиерархические («горизонтальные») общества более изобретательны и более склонны к инновациям.

  • Психологические характеристики инновационной деятельности требуют определенной среды – равенства в отношениях, одинаковых возможностей для всех, поощрение индивидуального развития, наличия некоторой степени свободы, хороших коммуникаций, в частности, возможности свободно выражать свои мысли и чувства.



Межкультурные различия ценностей студентов














Исследованиями фиксируется некоторая динамика культурных ценностей россиян.

  • Исследованиями фиксируется некоторая динамика культурных ценностей россиян.

  • Учитывая стабильное соотношение оппозиционных ценностных приоритетов, можно судить не об изменении культуры в исследуемый период, но об изменении институциональных отношений в культуре, которые и привели к вариациям в ценностях.

  • Наряду с этим культура может «накапливать» большое количество малозаметных изменений в структуре ценностей на уровне индивида. В исследуемый период (1999 -2008гг.) на индивидуальном уровне значимо выросли ценности Самоутверждения (Self-Enhancement) и Открытости к изменениям (интересы индивида) и снизились ценности Самопреодоления (Self-Transcendence) и Сохранения (Conservation), выражающие интересы группы.

  • Эти изменения со временем могут привести к качественным изменениям ценностей на уровне культуры.


По блокам ценностей «индивидуалистического» полюса (Равноправие и Автономия) Россия близка к странам развивающейся Европы, по блокам ценностей «коллективистского» полюса (Консерватизм, Иерархия и Гармония) и ценностям Мастерства - к странам развивающейся Азии.

  • По блокам ценностей «индивидуалистического» полюса (Равноправие и Автономия) Россия близка к странам развивающейся Европы, по блокам ценностей «коллективистского» полюса (Консерватизм, Иерархия и Гармония) и ценностям Мастерства - к странам развивающейся Азии.

  • По значимости ценностей, важных для экономического развития (Автономия, Мастерство) мы практически не уступаем странам Европы. Существенное отличие наблюдается в выраженности ценностей Иерархии и Принадлежности и недостаточной значимости ценностей Равноправия, важных для развития демократии в стране.

  • Однако, говоря о культурной специфике, более уместно говорить о специфике сочетания ценностей. Одни и те же ценностные блоки, «смешанные» в разных пропорциях, и дают специфику поведения: сочетание высоких значений Мастерства и Иерархии будет способствовать коррупции, а сочетание высоких значений Мастерства и Интеллектуальной Автономии будет способствовать стремлению к инновациям и состязательности в работе.

  • Таким образом, , для понимания специфики экономического поведения населения России, более продуктивным будет не «искать» Россию где-то между Европой и Азией, а обращать внимание на комбинации ценностных приоритетов россиян.


Выявлены взаимосвязи между ценностями и экономическими установками россиян, на основании чего можно заключить, что ценностный профиль граждан способен предсказать экономическую активность населения, а значит, и экономическое развитие общества. Полученные результаты указывают на то, что в основе экономической активности россиян на данном этапе развития лежат такие ценности, как Достижение, Самостоятельность, Стимуляция, Власть.

  • Выявлены взаимосвязи между ценностями и экономическими установками россиян, на основании чего можно заключить, что ценностный профиль граждан способен предсказать экономическую активность населения, а значит, и экономическое развитие общества. Полученные результаты указывают на то, что в основе экономической активности россиян на данном этапе развития лежат такие ценности, как Достижение, Самостоятельность, Стимуляция, Власть.

  • В основе социально-психологического климата, способствующего инновационному развитию, лежат ценности Открытости к изменениям (самостоятельность, стимуляция), власти и универсализма. Связь ценностей и отношения к инновациям имеет культурную специфику, что необходимо учитывать при внедрении инноваций в многокультурной России.


Возможные вопросы для обсуждения:

  • В своем развитии мы (и не только) «уперлись» в культуру.

  • Что менять, чтобы изменилась культура: ценности или институты? (Вопрос В.А.Ядова)

  • Как менять институты, чтобы «продуктивные» ценности работали, а «непродуктивные» - нет (пока все наоборот)?