shkolageo.ru 1


Областной конкурс «Учитель года – 2012»

Технология критического мышления как

средство формирования готовности к саморазвитию личности.

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №2 г.Калининска Саратовской области»

Развина Ираида Ивановна

Саратов 2012

Технология развития критического мышления

  • Мышление продуктивное

  • Самостоятельное, ответственное

  • Аргументированное

  • Многогранное

  • Индивидуальное

  • Социальное



В основе данной технологии – трехфазовая структура урока



1этап – «Вызов»  (ликвидация чистого листа) Кластер

Генеральные планы третьего рейха

Алгоритм построения стадии вызова



Кластер

  • Учитель года – 2012



2 этап – «Осмысление»  (реализация осмысления)


Инсерт. Из акта о приёме Наркомата обороны СССР С.К. Тимошенко от К.Е. Ворошилова


Алгоритм действий учеников



Кейсы по истории

  • Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суле и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину… С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X - XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав».

  • (В.О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)



3 этап – «Рефлексия»  (размышление)

Синквейн- способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

Синквейн: « Методическое объединение»

  • 1. Объединение

  • 2. Профессиональное, творческое

  • 3. Познавать, делиться, изучать

  • 4.Знание-это сила

  • 5. Опыт



Механизм реализации фазы рефлексии:


Диагностика

Ежегодно в школе проводится анкетирование в старших классах по методике Е.В. Коротаевой «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» и

«Готовность работать с информацией

и информационными источниками»

 


Диагностика готовности к обучению в интерактивном режиме





«Золотые правила» использования приёмов технологий

  • Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;

  • Критикуя, стимулируй ученика.



Литература:

  • 1. Загашев И., Заир – Бек С. «Критическое мышление: технология развития». Издательство «Скифия» С-П, 2003

  • 2. Применение приёмов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное и историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999г.

  • 3.Халперн Д. Психология критического мышления. Издательство: Питер, СПб, 2000г.