shkolageo.ru 1


Концептуальные основы систем социальной защиты: Социальное управление рисками

  • Роберт Хольцман

  • Директор Сектора социальной защиты,

  • Всемирный банк

  • RHolzmann@Worldbank.org http://www.worldbank.org/sp


План

  • Изменение роли риска и социальной защиты (СЗ), включая государственные системы социальной защиты, в обсуждении проблем развития

  • Принцип социального управления рисками и стратегическая направленность социальной защиты.

  • Вклад системы социальной защиты в реализацию Целей развития на тысячелетие.



Изменение роли СЗ в обсуждении проблем развития

  • Переход от представлении о СЗ как о проблеме богатых стран к оценке ее как важнейшего фактора социально-экономического развития:

  • Специальные меры государственной политики для смягчения последствий структурных преобразований (изложены в «Отчете о мировом развитии» (ОМР) за 1990 г.)

    • Структурные преобразования в Африке и Латинской Америке
    • Страны с переходной экономикой – бывшие республики СССР
  • Незаменимое средство борьбы с бедностью (ОМР 2000)

    • Более глубокое понимание причин, порождающих бедность
    • Азиатский кризис конца 1990-х гг.
    • Усиление рисков вследствие глобализации
  • Ключевые условия достижения Целей развития на тысячелетие

    • Стратегии развития сектора СЗ
    • Реализация концепции Социального управления рисками (СУР), международные партнеры в области развития
    • СЗ, предъявляющая повышенный спрос на социальные услуги (ОМР 2004)

Учет риска применительно к развитию, экономическому росту и сокращению бедности

  • Вопросы развития и экономического роста ранее и теперь обычно рассматриваются в связи с накоплением запасов, из которых выводятся потоки, повышающие благосостояние: u = f(y, e, h, s) e,h,s: образование, здравоохранение, социальный капитал Y = F(K, E, H, S) y,Y: выпуск продукции на душу населения, валовой выпуск продукции

  • Могли применяться стохастические переменные, но риск как препятствие или составляющий фактор развития и экономического роста мало присутствовал (присутствует) в экономическом моделировании и политических дискуссиях.

  • Бедность трактовалась в основном как недостаток ресурсов, с преобладанием хронической бедности, при этом минимальная роль отводилась воздействию (отрицательных) шоков на динамику бедности


В анализе проблем развития начинают учитываться факторы риска

  • На макроэкономическом уровне

    • - напр., в теории экономического роста и практической роли МВФ
    • (см. последний выпуск журнала Finance and Development)
  • На микроэкономическом уровне

    • - напр., в исследованиях проблемы бедности и в подходе, принятом в ОМР 2000/01: Создание возможностей , содействие их использованию и обеспечение защищенности


Рост, условная сходимость и риск



Рост, условная сходимость и риск



Рост, условная сходимость и риск



Чем объясняется разная сходимость выпуска или траекторий роста?

  • Традиционный аргумент: институциональные различия или разная удаленность от очагов роста

  • Больше рисков и (или) меньше инструментов контроля риска, напр.

    • Шок неблагоприятных изменений условий торговли, при невозможности привлечения иностранных заимствований, приводит к необходимости сокращать государственные расходы (и изменять валютный курс).
    • Широкому применению известных технологий – в частности, удобрений – мешает недостаток ликвидности и индивидуальной способности нести риск.
    • Потенциально благоприятные технические шоки – например, новшества ИКТ – при отсутствии финансовых рынков для их финансирования (и определения цены (сопутствующих рисков).


Риск и бедность



Риск и бедность



Риск и бедность

Риск и крайняя бедность



Риск и крайняя бедность



Динамика бедности



Система социального управления рисками – основная мотивировка

  • Бедные, как правило, в наибольшей степени подвержены различным видам риска (природного и антропогенного)

  • У бедных меньше всего инструментов для снижения этих рисков.

  • Бедные наиболее уязвимы, так как шоки имеют самые серьезные последствия для благосостояния.

  • Высокая уязвимость заставляет их избегать риска, поэтому они не имеют возможности или желания заниматься более рискованной, но и более доходной деятельностью.

  • Таким образом, сокращение бедности представляет собой как цель, так и средство развития.



Основные элементы СУР

  • В основу системы СУР - понятие асимметричной информации в условиях несовершенной экономики.

  • Учитывает множественность источников риска и их характеристики (идиосинкразический и ковариантный риск) для снижения уязвимости.

  • Оперирует набором стратегий (профилактика, смягчение, преодоление) и мер (неформальные, рыночные, государственные) по контролю риска.

  • Предусматривает усилия по сведению многочисленных «поставщиков» инструментов управления рисками (домохозяйства, сообщества, НПО, государственные органы) с основными субъектами спроса (работники в официальном, неофициальном городском и неофициальном сельском секторах экономики).




Стратегии управления рисками

  • Профилактические стратегии (упреждающие) – для снижения вероятности риска убытков.

  • Стратегии смещения (упреждающие) – для снижения последствий будущего риска убытков.

    • Диверсификация портфеля
    • Страхование
    • Хеджирование/Обмен рисков
  • Стратегии преодоления (по факту) – для облегчения негативного воздействия (события) после того, как оно имело место.


Меры управления рисками

  • Неформальные механизмы, напр.

    • взаимопомощь внутри сообщества, реальные активы, вступление в брак
  • Рыночные механизмы, напр.

    • наличность, банковские вклады, акции и облигации, договоры страхования
  • Механизмы, предоставляемые или предписываемые государством





Реализация целей СУР/СЗ

  • Оценки риска и уязвимости (ОРУ)

    • Уязвимость: способ внедрения СУР в практику
    • ОРУ: новый аналитический инструментарий для стран-клиентов
  • Оценка старых и разработка новых инструментов управления риском

    • Рынок труда, пенсионное обеспечение, системы социальной защиты и социальные фонды: Основные сферы компетенции Всемирного банка
    • Помощь в усовершенствовании неформальных и рыночных инструментов управления рисками
  • Работа с крайне уязвимыми группами

    • Дети и подростки (сиротство, детский труд, безработица)
    • Инвалиды
    • Социально уязвимые престарелые

Оценки риска и уязвимости

  • От 3 стран в 2000 г. (Аргентина, Уругвай, Доминиканская республика)

  • до 6 в 2001 г. (Ямайка, Мексика, Грузия)

  • до 12 в 2002 г. (Колумбия, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Пакистан, Турция)

  • до 21 в 2003 г. (Аргентина, Сербия и Черногория, Содружество Доминики, Украина, Румыния, Кыргызская республика, Чили, Таиланд)

  • до 36 в 2004 г. (Бенин, Буркина Фасо, Эфиопия, Нигерия, Таиланд, Замбия, Руанда, Мадагаскар, Танзания, КНР, Афганистан, Сенегал, Гана, Чад, Россия)


Пересмотр концепции социальной защиты

  • Сектор или тема?

  • Как должна определяться СЗ: на основе мер государственного воздействия или на основе поставленных целей?



Определение социальной защиты на основе поставленных целей

  • Социальная защита:

  • Меры воздействия на рынок труда

  • Регулирование РТ

  • Программы воздействия на РТ (активные/пассивные)

  • Установление размеров оплаты труда

  • Социальное обеспечение

  • Социальное страхование

  • 9 условий, как предписано МОТ

  • Системы социальной защиты/ Социальная помощь



Определение социальной защиты на основе задач/риска

  • Социальная защита определяется как меры государства, направленные на: (i) помощь гражданам, домохозяйствам и сообществам в более эффективном управлении рисками,

  • а также (ii) обеспечение поддержки самым уязвимым группам населения


Цели развития на тысячелетие и социальная защита

  • 8 Целей развития на тысячелетие (ЦРТ):

    • ЦРТ-1: Сокращение доли бедного и недоедающего населения
    • ЦРТ-2-7: Улучшения в сфере образования и здравоохранения, доступ к услугам водоснабжения и канализации, охрана окружающей среды
    • ЦРТ-8: Обязательства стран-доноров относительно торговли и помощи + целевой показатель занятости среди молодежи
  • ЦРТ+: все более трактуется как комплекс мер политики и реформ, направленный на поддержку ЦРТ-1 путем достижения результатов, благоприятствующих экономическому росту, в области инвестиционного климата, корпоративного управления, законности и торговли.


СЗ и сокращение бедности

  • Сокращение кратковременной бедности путем обеспечения доступа к инструментам СУР: минус 10-20% от общего числа бедных, что составляет 20-40% целевого ориентира в ЦРТ-1.

  • Снижение потребности в сглаживании доходов (вследствие невозможности сглаживания потребления): минус 25%?

  • Недопущение равновесия на низком уровне после повторных или многократных шоков.



Социальная защита и человеческое развитие

  • Человек начинает с нулевого запаса образования и накапливает его с течением времени.

  • Человек начинает с максимального запаса здоровья и растрачивает его с течением времени.

  • Внешний (неблагоприятный) шок приводит к замедленному накоплению запаса образования и ускоренному расходованию запаса здоровья, если не задействованы соответствующие инструменты управления рисками.

  •  Социальная защита обеспечивает эти инструменты управления рисками, результатом чего является относительно больший запас образования и здоровья и, следовательно, более интенсивное человеческое и экономическое развитие.



Динамика запаса образования



Динамика запаса образования



Динамика запаса образования


СЗ и образование - примеры

  • Зачисление в школу и окончание школы: PROGRESSA в Мексике, Bolsa Escola/PETI в Бразилии, пилотный проект RPS в Никарагуа и т.д.

  • Детский труд: Исследование доступности СУР в Гватемале

  • Дети-инвалиды: Доступ к образованию – только у 2%-5%

    • ЦДС: Целевые денежные субсидии – способ решения проблемы?


Динамика запаса здоровья



Динамика запаса здоровья



Динамика запаса здоровья



СЗ и здравоохранение - примеры

  • Шоковые воздействия на здоровье и питание: важно принять своевременные меры (ЦДС и пр.?)

  • Шоковые воздействия на здоровье и финансирование здравоохранения/ доступность медицинской помощи: возможно применение микрофинансирования, механизмов взаимопомощи, социального страхования?

  • Социальные фонды/развитие по инициативе сообществ: недостаточно оцененный механизм, который мог бы способствовать реализации ЦРТ?



СЗ и ЦРТ+

  • Существует три основных фактора, посредством которых СЗ способствует достижению ЦРТ+, обеспечивая высокие темпы экономического роста и ускоренное сокращение бедности:

  • Улучшение показателей на рынке труда

  • Создание благоприятных условий для реформ и большей открытости

  • Повышение индивидуальной готовности идти на риск, что ведет к повышению уровня доходов и ускорению экономического роста


Итог

  • Социальная защита в форме социального управления рисками: не роскошь, а необходимость для всех стран, и особенно – для развивающихся.

  • Необходимо понимать характер шоковых воздействий и оценивать инструменты на предмет снижения уязвимости (оценка риска и уязвимости, ОРУ).

  • Программы государственных расходов должны в итоге обеспечить одинаковое снижение уязвимости для всех групп.

  • Необходимо внедрение (разработка, реализация, мониторинг и оценка) новых инструментов: либерализация трудового кодекса?, социальные пенсии, целевые денежные субсидии, гибкие программы общественных работ и т.п.