shkolageo.ru
добавить свой файл
1



Люди менялись у нас на глазах,

  • Люди менялись у нас на глазах,

  • когда глядели на Блока: точно на

  • них падал отсвет его внутреннего

  • сияния.

  • И Новиков.

  • Блоку - верьте, это настоящий,

  • волею Божьей поэт и человек

  • бесстрашной искренности.

  • М.Горький

  • Поколение услышало давно не

  • слышанный чистый человеческий

  • голос, полный бурных страстей,

  • великой любви, огненного гнева ко

  • всему мёртвому, условному, пустому.

  • А.Ремизов



«… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».

  • «… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».

  • В. Маяковский

  • « Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее».

  • Л. Троцкий



«Сегодня я –

  • «Сегодня я –

  • гений!»

  • «Двенадцать»

  • какие бы они ни

  • были – это лучшее,

  • что я написал».

  • А.Блок


Почему поэма так названа?

  • Почему поэма так названа?

  • Каков смысл её названия?

  • Кто герои произведения?

  • Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

  • Какие символы присутствуют в произведении?

  • Какая музыка слышится автору поэмы?

  • Какая полемика велась вокруг поэмы?


Творческая история создания поэмы «Двенадцать».

  • Творческая история создания поэмы «Двенадцать».

  • Жанр и стиль, композиция произведения.

  • Смысл названия поэмы.

  • Герои произведения, особенности их изображения.

  • Особенности сюжета произведения.

  • Образы - символы поэмы «Двенадцать».

  • Полемика вокруг произведения.


«3января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)».

  • «3января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)».

  • «8 января. Весь день «Двенадцать»».

  • «11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.- Музыка какая (если жёлтое)?»

  • «15 января…- Мои «Двенадцать » не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в

  • Луначарском или, даже в Ленине? Это же – «конец исторического процесса»…»

  • «22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в

  • Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему:

  • «изменники».Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя»,

  • но «нельзя» «простить».Господа, вы никогда не знали России и никогда её не

  • любили! Правда глаза колет».

  • «25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо

  • прочно. А своё бы писать (Иисус)».

  • «27 января… Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»».

  • «28 января… «Двенадцать»».

  • «29 января… Сегодня я – гений!»

  • «18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том

  • «достойны ли они Его», а страшно то, что Он с ними , и другого пока нет, а надо

  • Другого - ? – Я как-то измучен».


Для самого автора в период создания поэмы многое оставалось неясным.

  • Для самого автора в период создания поэмы многое оставалось неясным.

  • Однако сомнения не прервали работу

  • над поэмой, более того, создаётся впечатление , что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает , как того требует время, Блок создал «Двенадцать».



«Двенадцать» - эпическая поэма. Она как

  • «Двенадцать» - эпическая поэма. Она как

  • будто составлена из отдельных зарисовок,

  • картинок с натуры, быстро сменяющих одна

  • другую. Динамичность и хаотичность сюжета,

  • выразительность эпизодов передают неразбе-

  • риху, которая царила и на улицах, и в умах.

  • Композиция, отражающая стихию революции,

  • определяет стилевое разнообразие поэмы.



двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;

  • двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;

  • двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;

  • двенадцать – это символ цикличности;

  • двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».


«Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»;

  • «Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»;

  • «…длинные волосы//И говорит вполголоса://-Предатели!//-Погибла Россия!//Должно быть писатель - //Вития»;

  • «…долгополый//Сторонкой за сугроб…//Что нынче невесёлый, // Товарищ поп?»;

  • «В губах – цигарка, примят картуз.// На спину б надо бубновый туз!»

  • «бедный убийца» - Петька;

  • «Запрокинулась лицом,//Зубы блещут жемчугом…//

  • Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая…»;

  • «Он в шинелишке солдатской, //С физьономией дурацкой //Крутит, крутит чёрный ус…» - Ванька.


сюжет

  • сюжет

  • внешний: житейский, внутренний: побуждение,

  • зарисовки с объяснение, обоснование

  • петроградских улиц поступков «двенадцати»

  • кульминационные центры

  • 1-ый (конец 6 главы) 2-ой (11 глава)

  • - мотив мести: … Идут без имени святого

  • Что, Катька, рада?- Ни гу-гу! Все двенадцать вдаль.

  • Лежи, ты, падаль, на снегу! Ко всему готовы,

  • - мотив ненависти: Никого не жаль…

  • Злоба, грустная злоба

  • Кипит в груди…

  • Чёрная злоба, святая злоба…



ветер, вьюга, снег ;

  • ветер, вьюга, снег ;

  • цвет : чёрный, белый, красный;

  • число двенадцать;

  • символ старого, отжившего мира – старый безродный пёс;

  • Христос в поэме – антитеза

  • «псу» как воплощению зла,

  • центральному знаку

  • старого мира.


-В очи бьётся

  • -В очи бьётся

  • Красный флаг.

  • Раздаётся

  • Мерный шаг. (марш)

  • - Вперёд, вперёд,

  • Рабочий народ.

  • ( революционная песня)

  • - Как пошли наши ребята

  • В Красной армии служить…

  • (частушка)

  • - Не слышно шума городского…

  • ( городской романс)


Полемика

  • Полемика

  • (из французского «воинственный», «враждебный») –

  • спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.



1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства.

  • 1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства.

  • 2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни».


4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!).

  • 4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!).

  • 5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа.

  • 6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику.

  • (По А. В. Терновскому)


1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии.

  • 1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии.

  • 2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку.



3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.

  • 3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.

  • 4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».

  • 5. Революция оказывается ложной Незнакомкой,

  • отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы.

  • (По С. В. Ломтеву)