shkolageo.ru 1



Определение жанра

  • Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета



История жанра

  • В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (1580)

  • Своим сочинениям, изданным в виде книг в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. Essays

  • Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609


Развитие жанра

  • В ХУІІІ – ХІХ в.в. эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Р. Стил, Г.Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер

  • Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г.Гейне, Р.У.Эмерсон, Г.Д.Торо)

  • Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т.Карлейль, В.Хэзлитт, М.Арнолд (ХІХ в.); М.Бирбом, Г.К.Честертон (ХХ век)

  • В ХХ веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р.Роллан, Б.Шоу, Г.Уэллс, Дж. Оруэлл, Т.Манн, АМоруа, Ж.П.Сартр, Н.Хикмет)


Эссе в русской литературе

  • Для русской литературы жанр эссе не был характерен

  • Образцы эссеистического стиля обнаруживаются в ХІХ веке у А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.И.Герцена («С того берега»), Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»)

  • В начале ХХ века к жанру эссе обращались В.И.Иванов, Д.С.Мережковский, А.Белый, Л.Шестов, В.В.Розанов, позднее — И.Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К.Паустовский

  • Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе



Категории эссе

  • Эссе субъективное, или личностное

  • Эссе объективное, или «серьезное»



Эссе субъективное

  • Основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности



Эссе объективное

  • Личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее



Типы эссе

  • Повествование

  • Описание процесса

  • Иллюстрация

  • Классификация

  • Сравнение

  • Причина и следствие

  • Определение

  • Аргументация


Эссе - повествование

  • Связывает события в определенной последовательности, чаще всего хронологической

  • Центральную роль в повествовании играет действие и конфликт

  • Повествование обычно излагается от первого или третьего лица

  • Повествование создается вокруг ключевых событий и часто включает диалог, который одушевляет действие и помогает вовлечь читателя в рассказ


Эссе - описание процесса

  • Излагает чувственные впечатления: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые

  • Общее настроение эссе создается с помощью господствующего впечатления

  • Для создания описания необходимо выбрать наблюдательный пункт (подвижный или неподвижный), отобрать и разместить детали с помощью пространственной или (реже) хронологической организации



Эссе - иллюстрация

  • Эссе-иллюстрация служит для прояснения идей (общих утверждений) с помощью примеров (иллюстраций)

  • При выборе примеров нужно убедиться, что они на самом деле поддерживают идею и их достаточно для данной цели



Эссе - классификация

  • Разбивает широкую тему на категории по какому-либо определенному принципу, определяет отличительные особенности каждой категории и показывает, как эти особенности варьируются между категориями

  • Сегментирование темы упрощает рассказ, подавая информацию небольшими, тщательно отобранными порциями


Эссе - сравнение

  • Оценивается два или несколько предметов с точки зрения их сходств, различий или того и другого

  • Часто помогает сделать выбор между альтернативами, а также знакомит читателя с незнакомыми предметами

  • Все элементы сравнения должны иметь что-то общее и опираться на хорошо отобранные детали, показывающие, чем сравниваемые элементы похожи и чем отличаются


Эссе - причина и следствие

  • Эссе, в которых используется причинность, анализируют причины — доводы, почему имеют место те или иные действия и условия, и следствия — результаты этих действий и условий

  • Причинный анализ может быть организован по одной из следующих моделей:

  • - одна причина — несколько следствий

  • - несколько причин — одно следствие

  • - причинная цепочка

  • - несколько причин — несколько следствий



Эссе - определение

  • Цель  — прояснить значение слов или понятий

  • Определения бывают трех видов:

  • определения с помощью синонимов;

  • сущностные определения, которые называют определяемый предмет, помещают его в более широкую категорию и отличают его от других предметов в данной категории;

  • развернутые определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, описание процесса и т. д.)



Эссе-аргументация

  • Опираясь на логически выстроенные факты, стремится убедить читателя согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое

  • Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и др.


Особенности жанра

  • Авторы эссе – люди разнообразных интересов и профессий: критики, историки, литературоведы, искусствоведы, писатели, философы, духовные деятели и другие

  • Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому

  • Эссе имеет уникальные свойства, позволяющие установить связь между читателем и писателем или писать для себя, потому что эссе – это обязательно диалог, и, прежде всего, с самим собой

  • Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо

  • Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику

  • Эссе отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, феномен природы, объект речи, который описывает или переживает автор

  • Наличие конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа


Как написать эссе

  • Как написать эссе

  • Испытание в виде написания эссе позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств



Алгоритм написания

  • 1. Ищем мысли:

  • Прочитайте тему и поразмышляйте. Время, которое Вы затратите для размышлений – зависит от Вас, оно может составлять от нескольких минут до нескольких дней, недель

  • Не надо пытаться раскрыть тему целиком, старайтесь остановиться на том, что вам интересно, используйте свой жизненный опыт, старайтесь привнести свое видение проблемы

  • Запишите наиболее удачные, на Ваш взгляд, высказывания по данному поводу

  • Избавьтесь от записей, в которых представлены  общеизвестные высказывания, не представляющие интереса при прочтении и не подчеркивающие Вашу индивидуальность

  • Замените высказывания, которые имеют общих характер

  • Подумайте о том, что одних высказываний мало, желательно убедить читающих, что они истины



Алгоритм написания

  • 2. Формируем «скелет»:

  • «Скелет» Вашего эссе будет сформирован из тех высказываний, которые показались Вам удачными

  • Расположите высказывания в некотором порядке. Подумайте, не стоит ли какие-то из них поменять местами

  •  

  • Определите количество абзацев, с учетом вступления, основной части, заключения

Алгоритм написания

  • 3. Прорисовываем детали:

  • Развейте мысль в каждом из параграфов

  • Подкрепите свои высказывания доказательствами, приведите факты

  • Используйте яркие описания, цитаты и т.д., которые заинтересуют читателя

  • Используйте «ловушки» для привлечения внимания: цитату, стихотворение, вопрос, необычный факт, идею или смешную историю



Алгоритм написания

  • 4. Осуществляем проверку:

  • Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать

  • Проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы

  • Юмор – великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор – искусство, он является признаком хорошего вкуса

  • Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом

  • Иногда откажитесь от каких-то идей или подробностей, которые отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе

  • Избегайте употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона: язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно


Объем

  • Краткость - сестра таланта. Обычно бывает достаточно нескольких страниц текста. Но если мысли, чувства, желания переполняют вас - дерзайте


Структура

  • Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать в той последовательности, в которой считаете нужной

  • Эссе не требует оглавления, введения, глав, заключения, выводов

  • Никакой актуальности, цели, задач, списка использованной литературы

  • Главное, чтобы текст передал ваши мысли, ощущения, чувства, родившиеся у вас в процессе рассуждений, переживаний, связанных с предметом вашего эссе



Язык

  • Вы пишете эссе, следовательно, язык не должен быть наукообразным

  • Не нужны точные числовые данные, аналитические выкладки и тому подобное: вы просто делитесь своими наблюдениями

  • Постарайтесь добиться гармонии между словесным, образным описанием своих чувств и мыслей, и теми ощущениями, которые возникали у вас в реальности


Литература

  • Аврелий М. Размышления. М., 1993

  • Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987

  • Бэкон Ф. Новая Атлантида; Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954

  • Бродский И. Набережная неисцелимых. М., 1992

  • Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996

  • Лэм Ч. Очерки Элии. Л., 1979

  • Монтень М. Опыты, тт. 1–2. М., 1979–1980

  • Муравьев В.С. Эссе. – В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8. М., 1975

  • Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994

  • Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990

  • Честертон Г.К. Избранное. М., 1996

  • Эпштейн М. Бог деталей: Эссеистика 1977–1988. М., 1998