shkolageo.ru 1


Основы организации бюджетного процесса


Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают:

  • Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают:

  • Конституция Российской Федерации,

  • Бюджетный кодекс РФ,

  • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.



Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

  • составление проектов бюджетов;

  • рассмотрение и утверждение бюджетов;

  • исполнение бюджетов;

  • составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.



Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;

  • органы законодательной власти;

  • органы исполнительной власти;

  • органы денежно-кредитного регулирования;

  • органы государственного и муниципального финансового контроля;

  • государственные внебюджетные фонды;

  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

  • бюджетные учреждения, государственные муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.


Основными задачами бюджетного процесса являются:

  • 1) выявление материальных и финансовых резервов государства;

  • 2) максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета;

  • 3) максимально точный расчет расходов бюджета;

  • 4) обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

  • 5) согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

  • 6) осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределенья источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.


Первый этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов.

  • Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.



Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором им определяется бюджетная политика на очередной финансовый год.

  • Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором им определяется бюджетная политика на очередной финансовый год.



Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативных финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

  • Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативных финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.



Порядок рассмотрения закона (решения) и его утверждения определяется для (ст. 187 БК РФ):

  • федерального бюджета – Бюджетным кодексом;

  • бюджета субъекта РФ – законом субъекта Российской Федерации;

  • местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Рассмотрение и принятие проекта закона о федеральном бюджете регулируется главой 22 БК РФ.

  • Рассмотрение и принятие проекта закона о федеральном бюджете регулируется главой 22 БК РФ.

  • Согласно ст. 196 указанного Кодекса, проект закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой в трех чтениях.

  • Принятый в четвертом чтении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней передается на рассмотрение и одобрение Советом Федерации (ст. 207 БК РФ), а затем Президенту РФ для подписания и обнародования (п. 2 ст. 208 БК РФ).