shkolageo.ru 1


Особенности сопровождения детей из различных групп риска

  • А.А. Кибирев, доцент кафедры педагогики и психологии ХК ИППК ПК


Кого можно отнести к группе риска?

  • К группе риска относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей и (или) имеющих дефицит социально-психологической поддержки.

  • Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.



Дети группы риска (по Дубровиной И.В.)

  • Дети с проблемами в развитии

  • Дети из неблагополучных семей

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

  • Дети из семей находящихся в трудной жизненной ситуации (бедные, многодетные, неполные, семьи беженцев и эмигрантов)



Дети с проблемами в развитии

  • Характеристика

  • Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении

  • Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера



Дети из неблагополучных семей

  • Характеристика

  • Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей

  • Основной критерий – неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

  • Характеристика детей

  • Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов

  • Дети у которых статус сироты не определён – воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты



Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

  • Характеристика

  • Дети из:

  • бедных семей

  • неполных семей

  • многодетных семей

  • опекунских и приёмных семей

  • семей беженцев и эмигрантов



Выделяют три основные характеристики детей «группы риска»

  • Социальная изоляция

  • Обделённость в распределении ресурсов

  • Отклонения в поведении



Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска

  • Враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку

  • Эмоциональное отвержение ребёнка

  • Недостаток надзора и ухода за ребёнком

  • Родители фактически находятся в состоянии развода

  • Чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека

  • Появление нового члена (мачеха, отчим, брат, сестра)

  • Противоречивое воспитание или смена его типа

  • Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура)


Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать

  • Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом)

  • Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (мл. братьев, сестёр)

  • Неприятие ребёнка педагогом, сверстниками

  • Неспособность справиться с учебной нагрузкой

  • Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства

  • Травма, серьёзное соматическое заболевание

  • Ситуации связанные с насилием над ребёнком


Факторы, связанные с ребёнком

  • Дети с особенностями развития и характера (невропатии, энцефалопатии, гиперкинетический синдром, нарушения общения и т.п.)

  • Соматические и психические заболевания, инвалидизация ребёнка)

  • Школьная дезадаптация

  • Нарушения поведения ребёнка (воровство, уходы из дома, употребление ПАВ)



Ситуационные факторы

  • Трагические события (смерти, пожары, увечья и пр.)

  • Потеря жилья и работы, выраженные материальные проблемы

  • Попадание в зону военных действий и межнациональных конфликтов, вынужденная миграция

  • Сепарация ребёнка, обусловленная внешними причинами (длительный отрыв ребёнка от матери, особенно в раннем детстве)

  • Отсутствие родственников, оказывающих поддержку семье



Факторы социального сиротства, связанные с родителями и семьёй

  • Собственный негативный опыт родителей

  • Злоупотребление алкоголем отцом или матерью (иногда обоими)

  • Душевные заболевания у родителей

  • Негативные особенности личности родителей (низкий интеллект, инфантильность, эгоцентризм, невротизация)

  • Низкий уровень социальной адаптации (низкий уровень образования, отсутствие профессии или низкая квалификация)

  • Особенность семьи (многодетность, нарушенные отношения между родителями, хаотичность, спутанность ролей в семье, разобщённость семьи, бедность социальных связей)

  • Физическое, эмоциональное и сексуальное насилие по отношению к ребёнку


  • Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией


Формы проявления деструктивного девиантного поведения

  • асоциальноеуклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений

  • деликвентное (антисоциальное)противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих

  • Аутодеструктивное - отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности

  • - суицидальное

  • - аддиктивное (зависимое)- связанное со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации



1. Индивидуально-типологическая ранимость

  • Сензитивность

  • Эмоциональность

  • Эмоциональная лабильность

  • Пониженный фон настроения

  • Импульсивность

  • Низкая адаптивность

  • Склонность к быстрому формирования стереотипов поведения

  • Склонность к сомотизации



2. Психофизиологические особенности

  • Подростковый возраст, типичные реакции подростков (группирование, протестные реакции, самоутверждение, противоречивые тенденции в развитии)

  • Особенности характера (акцентуации)



3. Дефицит социально поддерживающих систем

  • Семьи

  • Сверстников

  • Близких друзей

  • Низкий статус в группе

  • Проблемная компания (друзья)

  • Общественная занятость


Психологический портрет девиантного подростка нарушение самосознания и саморегуляции

  • обедненность или нарушения эмоциональной сферы

  • высокий уровень тревожности, враждебности агрессивности

  • ярко выраженная дезадаптация

  • низкий уровень самоконтроля, саморегуляции

  • преобладание негативных эмоций

  • нарушения самосознания (от чувства вседозволенности до ущербности)

  • утрата чувства безопасности (незащищенность)

  • негативное самопринятие

  • - низкий уровень самоуважения, самооценки

  • - уверенность в невозможность добиться в жизни чего-то своими силами

  • - трудности во взаимоотношениях с окружающими, которые приводят к утрате своей ценности, убеждении в своей ненужности обществу


Методика «Личностный дифференциал»

  • Оцените степень выраженности у Вас каждого данного качества и отметьте соответствующую числовую точку шкалы

  • Красивый 3 2 1 0 -1 -2 -3 Некрасивый

  • Добрый Злой

  • Честный Лживый

  • Мягкий Грубый

  • Доброжелательный Враждебный

  • Умный Глупый

  • Хороший Плохой

  • Общительный Замкнутый

  • Жизнерадостный Унылый

  • Интересный Неинтересный

  • положительное самооценивание - от 10 до 30 баллов, отрицательное– от –10 до –30 баллов. скорее положительное -от 1 до 9, скорее отрицательное -от –1 до –9.





  • Профилактика – предупреждение

  • Коррекция - изменение

  • Реабилитация – восстановление

  • Психолого-педагогическое сопровождение

  • Психолого-педагогическая поддержка



Схема оценки случая





  • ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А. МАСЛОУ



Сопровождение в условиях соцгостиной направлено на:

  • Создание безопасного реабилитационного пространства

  • Адаптацию к новым условиям жизнедеятельности

  • Социализацию (ресоциализацию)

  • Создание ситуации успеха


Виды услуг

  • Группа продлённого дня

  • Одно или двух разовое питание

  • Подготовка домашних заданий

  • Прогулки на улице


Виды услуг (соцгостиная)

  • Разнообразный досуг, в том числе с родителями. Посещение музеев, театров, выставок, храмов и др.

  • Занятия спортом (посещение бассейна, спортивных залов), занятия в самой гостиной танцами, организация подвижных игр и соревнований

  • Помощь психолога в решении проблем развития и социализации, отработке психических травм

  • Помощь воспитателя в подготовке уроков, налаживании отношений со сверстниками в гостиной и в школе, в общении и творческой самореализации

  • Работа с родителями детей из социально-дезадаптированных семей (разнообразные виды помощи и социального контроля)



Критерии эффективности работы соцгостиной при школе

  • Стабильность посещения детьми соцгостиной

  • Наличие распорядка дня, учитывающего занятия учебной деятельностью

  • Регулярное получение детьми психологической помощи

  • Стабильное посещение детьми школы

  • Наличие учёта случаев жестокого обращения с детьми

  • Налаженное взаимодействие специалистов

  • Постоянный контакт с родителями





Схема управления поведением ребёнка








Педагогическая поддержка подросткам предполагает помощь в решение жизненно важных задач, а именно:

  • Самоопределение в сферах человеческих смыслов, идеалов, ценностей

  • определение жизненного и профессионального пути

  • постановке задач будущего (образование, карьера, семья)

  • освоение новых поло-ролевых отношений

  • приобретения навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола

  • становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшения эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержки

  • развитие абстрактного и творческого мышления


Педагог учитывает следующие особенности подросткового возраста



Педагог может помочь подростку в освоении следующих видов социального опыта:

  • Ценностного, который включает нравственные нормы, предпочтения, интересы, идеалы, убеждения

  • операционального, в который входят общетрудовые знания и умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов

  • привычной активации - оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений

  • сотрудничества - коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле

  • рефлексии, предполагающий способность человека осознавать своё состояние, знать свои возможности и ограничения, развивать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, уметь анализировать ситуацию и принимать правильные решения


Педагог помогает подростку осуществить следующие шаги:

  • Шаг первый: «Я-хочу» - обретение своей, а не чужой цели, узнавание будущего результата

  • Шаг второй: «Я-могу» - открытие, актуализация и развитие своих способностей, их соотнесение со своими целями

  • Шаг третий: «Мои ограничения» - выявление преград и препятствий, мешающих достичь личностно-значимых целей

  • Шаг четвёртый: «Мой план» - совместный поиск путей достижения целей, соотнесение их с целям других людей, определение способов преодоления препятствий

  • Шаг пятый: «Корректировка» - оценка промежуточных результатов (где я нахожусь, в нужном ли направлении двигаюсь), корректировка целей или путей их достижения


Оказывая поддержку педагог придерживается следующих принципов:

  • согласие ребёнка на помощь и поддержку

  • опора на силы и потенциальные возможности личности

  • вера в ребёнка и его возможности

  • совместность, сотрудничество, содействие





Формы работы с подростком-правонарушителем

  • Реабилитация

  • Ресоциализация

  • Коррекция поведения и социальных установок

  • Создание ситуации успеха и повышение статуса подростка









Ситуация “Честь имею”



Ситуация “Цирк”

      • Учитель природоведения сидит за столом и объясняет новую тему, покачиваясь на стуле. Неожиданно открывается дверь, в класс вбегает Петя и радостно сообщает, что школьный организатор дала ему билеты в цирк на Кио. В это время ломается ножка стула и учитель падает на пол. Весь класс заливается смехом. Учитель может:
      • Потребовать у Пети дневник и выгнать из класса за сорванный урок
      • Сказать, что Петя сам фокусник. От его голоса ломаются ножки у стула. Впредь ему придётся говорить только спокойно
      • Дать пять минут для нормализации обстановки и продолжить объяснение
      • Заметить, что стулья имеют свойство ломаться, когда их раскачивают и, что, по-видимому, нужно отказаться от этой привычки, чтобы уберечь семейный бюджет от лишних растрат”

Ситуация “Школьная линейка”

  • На школьной линейке дети никак не могут успокоиться. Учитель по физкультуре подошёл к одному из классов (10 класс) и обратился к ученикам с просьбой замолчать, на что один из ребят (сын учительницы этой же школы) сказал: “Отойдите подальше и не дышите на меня, а то после вас закусывать можно”.

  • Не обратить на эту реплику внимания.

  • Прочитать мораль.

  • Поговорить с его мамой

  • Отшутиться.



Ситуация «Опоздание»

  • Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня, в очередной раз она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.

  • Не обратить никакого внимания на это опоздание (привыкли).

  • Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.

  • Устроить “торжественную” встречу “Её Величества Наташи” с бурными аплодисментами всего класса и восхищёнными возгласами учителя.