shkolageo.ru 1


Тема: «Образцы нравственности в культуре Отечества»

Вид деятельности: Презентация газеты «Не гаснет свеча духовности…», посвященной Д.С.Лихачеву

Дмитрий Сергеевич Лихачев 1906-1999



Классный час на тему: «Образцы нравственности в культуре Отечества» Нравственные уроки Д.С. Лихачева

«Светлое имя академика Д.С. Лихачёва стало одним из символов XХ века. Вся долгая подвижническая жизнь этого удивительного человека была освящена деятельным служением высоким идеалам гуманизма, духовности, подлинного патриотизма и гражданственности».

(М. Виноградов)

Методическое обеспечение

  • Оборудование:

  • портрет Д.С. Лихачева,

  • газета “Не гаснет свеча духовности…”,

  • видеоматериал,

  • раздаточный материал (статьи Д.С. Лихачева “Об интеллигентности”).



Цель:

  • Знакомство со статьями Д.С. Лихачева.

  • Формирование нравственных, эстетических и патриотических  качеств у учащихся.

  • Познакомить учащихся с понятием – нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке:

- формировать у детей потребность в идеале;

- указать детям образец, достойный подражания.

1. Слово учителя. «Особая сфера воспитательной работы- ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» (В.А. Сухомлинский)

Понятие - нравственный идеал

Святые


2. “Листая времени страницы…” Сообщения учащихся (по группам) – материал смотри в Приложении:

  • 1 страница: 2006 год – год Лихачева. Личность Лихачева

  • 2 страница: Воспоминания о Лихачеве (Д. Гранина, Л. Д. Лихачевой, дочери Лихачева Д.С.).

  • 3 страница: Живое слово Лихачева. Книга “Раздумья о России”

  • 4 страница: Диалог с Лихачевым. Чтение статьи и беседа. “Кто он интеллигент?” и “ Об интеллигентности” (раздаточный материал: статьи на парте у каждого ученика).


Беседа по статье:

  • Дома вы должны были найти в толковом словаре значения слов “образованный”, “интеллигентный”, “эрудированный”. Объясните значение этих слов. (“Образованный”- получивший, имеющий образование, разносторонние знания. “Интеллигентный”- образованный, культурный; “эрудированный” – обладающий начитанностью, глубокими познаниями в какой-либо области науки).

  • Чем отличаются значения этих слов? Можем ли мы сказать, что образованный и интеллигентный – это одно и то же? Уточните, в чем различия? (“культурный” – находящийся на высоком уровне культуры).

  • Должен ли быть богатым духовный мир интеллигентного человека? (“Духовный”связанный с внутренним, нравственным миром человека).

  • Какую красоту вы цените? Внешнюю или внутреннюю? Духовную? Как понимаете слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. В. Гюго писал: “Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой”. Поразмышляйте и еще над одним высказыванием Леонардо да Винчи: “Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений”.

  • Итак, какого человека мы можем считать истинным интеллигентом? Приведите примеры из жизни. Совпадает ли ваше мнение с мнением Д.С. Лихачева.



Подведение итогов:

  • Что нового узнали о Д.С. Лихачеве как о человеке, ученом, переводчике?

  • Какой нравственный урок получили сегодня?

  • Как поняли понятие – идеал?