shkolageo.ru 1


Проблемы и перспективы развития стандартизации в Республике Татарстан

  • И.М.Бурыкин

  • Начальник отдела стандартизации медицинских услуг

  • E-mail: igor.burykin@tatar.ru

  • Тел. 231-79-74




СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

  • ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

  • (Закон, обязательные требования к безопасности)

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

  • (Технические комитеты при Ростехрегулировании России, добровольные требования к качеству медицинских технологий)

  • СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

  • (Минздравсоцразвития России, экономические подходы к расчету затрат на оказание медицинской помощи)

  • МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ)

  • (Органы управления здравоохранением субъекта РФ, организационные технологии, расчет затрат)

  • СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СОПы

  • (Медицинские организации, организационные технологии, расчет затрат, система управления качеством медицинской организации)


Стандарты различных уровней

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Протоколы ведения больных,

  • Стандарты медицинской помощи, Порядки ведения больных (принят 1 порядок)

  • УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАХОВАНИЙ

  • Клинико-экономические стандарты Региональные протоколы ведения больных

  • УРОВЕНЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Стандарты медицинской организации, СОПы


Правовая база по стандартизации

  • п.7 и п.18 ст.6. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 в полномочия субъекта Российской Федерации входит:

  • "установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи"

  • "право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществлять контроль за их соблюдением".



Правовая база по стандартизации







Правовая база по стандартизации



Объекты стандартизации



СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

  • СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ амбулаторно-поликлинические и санаторно-курортные условия – 106

  • СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ стационарные условия «высокие технологии» - более 300

  • СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ условия «скорой медицинской помощи» - более 40

  • СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ стационарные условия – специализированная помощь – более 200

  • Всего за 2004-2007 год утверждено более 600 документов


Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года

  • Разработка порядков оказания медицинской помощи.

  • Разработка обязательных федеральных стандартов.

  • Разработка профессиональными сообществами клинических (рекомендаций) руководств.

  • Разработка индикаторов качества лечебно-диагностического процесса.


Что дает стандартизация

  • Защита прав пациента и врача (нормативная, законная)

  • Преемственность в оказании медицинской помощи, обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи

  • Основа для финансирования (планирование, механизмы расчетов)

  • Основа для управления качеством



Структурно – функциональная схема стандарта



Структура стандарта медицинской помощи



Дополнительный объем медицинской помощи не означает, что данная услуга может не выполняться вообще. Дополнительная медицинская услуга выполняется по показаниям.

  • Дополнительный объем медицинской помощи не означает, что данная услуга может не выполняться вообще. Дополнительная медицинская услуга выполняется по показаниям.


Трудности возникающие при создании системы управления качеством в медицинской организации

  • Не понимание и неприятие методологии стандартизации

  • Восприятие стандартов как механизма контроля

  • Трудоемкость процесса

  • Отсутствие команды

  • Неприятие экономически регулируемой системы оказания медицинской помощи

  • Необходимость переоценки своего опыта, опыта коллег, значения авторитетов

  • Не понимание доказательных подходов к выбору медицинских технологий

  • Многоканальное финансирование и влияние финансовых потоков на организацию медицинской помощи

  • Неадаптированные Реестры медицинских услуг с Номенклатурой работ и услуг

  • Несовпадение ожиданий руководства и сотрудников по поводу приоритетов в области управления КМП

  • Боязнь получения информации сторонними людьми

  • Недостаточное техническое оснащение

  • Отсутствие заинтересованности у персонала




Цели развития стандартизации в РТ

  • Повышение качества медицинской помощи

  • Повышение доступности

  • Повышение эффективности

  • Сдерживание растущих затрат

  • Повышение безопасности медицинской помощи



Основные задачи стандартизации в РТ

  • Совершенствования менеджмента в стандартизации.

  • Совершенствование нормативной базы.

  • Повышение безопасности и качества медицинской помощи

  • Внедрение новых и совершенствование существующих организационных технологий в здравоохранении

  • Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения



1. Совершенствования менеджмента в стандартизации

  • Создание Органа оперативного управления - Координационный совет по стандартизации в здравоохранении

  • Проведение семинаров и круглых столов по вопросам внедрения стандартов в деятельность учреждений.

  • Ускорение сроков принятия документов по стандартизации.

  • Построение системы мониторинга (отчетных форм, порядка сбора и представления) исполнения стандартов медицинской помощи


2. Совершенствование нормативной базы системы стандартизации

  • Положение о региональной стандартизации.

  • Положение о региональных стандартах.

  • Положение о учрежденческих стандартах (СОП).

  • Разработка подходов к оценке качества медицинской помощи с позиции стандартов.

  • Методическое руководство по технологии создания и видам клинических рекомендаций.


3.Повышение безопасности и качества медицинской помощи

  • Разработка региональных стандартов (протоколов) ведения больных (выбор нозологии в соответствии с решением Координационного совета).

  • Разработка технологий выполнения медицинских услуг. Разработка технологий выполнения сложных медицинских вмешательств, качество результатов которых зависит от технологии их выполнения (например ФВД).

  • Разработка стандартов качества медицинской помощи (совместная работа с отделом качества).

  • Разработка технологий для среднего медицинского персонала (сестринские технологии).



4. Внедрение новых и совершенствование существующих организационных технологий в здравоохранении

  • Повышение качества лабораторной диагностики (приказ «Об оптимизации лабораторной диагностики на догоспитальном этапе»,

  • подготовлен проект приказа «Об организации работы приёмного отделения»).

  • Разработка порядков оказания медицинской помощи (например при травмах).



5. Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения

  • Разработка табелей оснащенности специализированных медицинских учреждений.

  • Разработка критериев эффективности использования ресурсов (оборудования).



6. Разработка требований к квалификации и знаниям персонала

  • Разработка системы оценки квалификации персонала (анкеты, создание банка вопросов).

  • Совершенствование системы подготовки персонала (квалификация и аттестация медицинского персонала).


7. Требования к показателям ресурсных затрат в здравоохранении

  • Совершенствование имеющейся базы нормативов затрат (КСГ).

  • Определение ресурсной составляющей медицинских вмешательств (оценка затраты – эффективность).

  • Содействие в оценке стоимости стандартов, их экономического наполнения.


8. Совершенствование системы медицинской документации

  • Приказ «О типовых протоколах исследований и мониторинге использования ангиографов, ЯМР-томографов и рентгеновских компьютерных томографов».

  • Приказ «Требованиям к оформлению и ведению медицинской карты стационарного больного».



9. Обеспечение информационной поддержки внедрения стандартизации в учреждениях здравоохранения

  • Порядок ведения Реестра территориальных нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении и стандартов медицинских организаций.

  • Формирование методологии экспертизы и ведение реестра руководств и методических пособий, разработанных сотрудниками кафедр КГМА, КГМУ.

  • Размещение информации на сайте.







Текущие вопросы требующие решения

  • Положение о системе стандартизации.

  • Перечень простых медицинских услуг.

  • Положение о медико-экономических стандартах.

  • Положение о стандартах учреждений.

  • Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам.

  • Порядок работы приемного отделения.





Положение о системе стандартизации

  • Определить единое понимание терминов.

  • Установить субъектов участвующих в системе стандартизации.

  • Определить общие требования к документам системы стандартизации.


Положение о медико-экономических стандартах


Положение о стандартах учреждений

  • Устранить неразбериху в понимании целей и задач учрежденческих стандартов.

  • Формирование единых подходов к построению стандартов.

  • Установление порядка разработки учрежденческих стандартов.



Перечень простых медицинских услуг

  • Введение основы для разработки стандартов.

  • Установление единого подхода к оценке стоимости медицинских услуг как для взаиморасчетов, так и для оказания платных услуг.



Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам

  • На настоящий момент нет понимания как оценивать соответствие медицинской помощи стандартам.

  • Нормативно это не регулируется, что приводит к многочисленным проблемам: непониманию, препятствованию внедрению регионального стандарта, и.т.д.



Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам

  • Стандарт выполнен на 80%

  • Это:

  • 1.Хорошо или плохо?

  • 2. Повлияло ли это на качество медицинской помощи?

  • 3. Повлияло ли это на исход заболевания?

  • 4. Рационально ли использовались ресурсы?


Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам

  • Матрица вариантов

  • Стандарт выполнен на <100% (например 70%) исход благоприятный.

  • Стандарт выполнен на <100% (например 70%) исход не благоприятный.

  • Стандарт выполнен на 100% исход благоприятный.

  • Стандарт выполнен на 100% исход не благоприятный.


Временная инструкция по оценке соответствия медицинской помощи стандартам

  • Позволит:

  • Определить критерии соответствия выполнения стандарта.

  • Уменьшить субъективизм при оценке качества медицинской помощи.

  • Определить понятие «выполнение или невыполнение стандарта»



Проблемы расчета стоимости МЭС.

  • По смете учреждений проводится расчет стоимости одной УЕТы по каждому подразделению (лаборатория, терапевтическое, хирургическое отделения).

  • Каждая ПМУ стандарта относится к тому или иному подразделению. Исходя из этого рассчитывается общая стоимость ПМУ. Различия по стоимости достигают 2-3 раз.

  • Проводится расчет стоимости МЭС в части лекарственной терапии.

  • Все данные суммируется и выводится общая стоимость МЭСа.



Проблемы расчета стоимости МЭС.

  • В следствии трудоемкости процесса и постоянных ошибок из-за различной стоимости УЕТ процесс занимает более 2 – 3 мес для каждого стандарта.

  • Возникает ситуация различной стоимости одной услуги в разных учреждениях.

  • Самостоятельно подсчитать стоимость МЭС невозможно.

  • Процесс не прозрачен.


Проблемы расчета стоимости МЭС. (Опыт Питера).

  • Проводится расчет стоимости среднеобластной УЕТ (врачебная и сестринская).

  • С учетом однообразного подхода рассчитать стоимость стандарта возможно вручную с использованием минимального количества времени.

  • Возможна индексация стандарта в связи с инфляцией.

  • В каждой УЕТ можно выделить базовую и стимулирующую части, которую выводить из показателей эффективности учреждения.

  • Расчет МЭС требует не более одного дня.


Проблемы расчета стоимости МЭС. (Опыт Питера).



Предложения

  • Поручить расчет стоимости Республиканской врачебной и сестринской УЕТ для расчета стоимости МЭСов Республики Татарстан.



Определение приоритетных разработок стандартов.



Благодарю за внимание

  • Благодарю за внимание