shkolageo.ru 1


Типологическое сопоставление подсистем РЯ и НЯ

  • Фонетика и фонология


Фонетический уровень языка: аспекты сопоставления

  • Вопросы:

  • Основные понятия: фонема, аллофон

  • Дистинктивные признаки, конститутивные/неконститутивные признаки. Коррелятивные/некоррелятивные признаки.

  • Предельные и непредельные фонологические единицы.

  • Типологические признаки суперсегментных фонологических средств: ударение, интонация, фонологическое слово.



Фонетический уровень языка

  • Его основная единица – фонема.

  • Это абстрактная языковая единица. Она сочетает в себе те общие признаки, к-е свойственны реальным звукам – фонам. В этих фонах она существует или реализуется. Например, таким общим признаком может быть взрывной характер или назальность.



Функции фонемы

  • Как основная единица фонетического уровня фонема выполняет 2 важные для общения функции:

  • конститутивную и дистинктивную.

  • 1. конститутивная: фонема – необходимый строительный материал для единиц другого уровня (морфем), без фонемы не существует ни морфемы, ни слова.



Функции фонемы

  • 2. дистинктивная: т.е. различительная, дает возможность отличать одну морфему от другой, одно слово от другого. Крайне важна во всех языках:

  • мол – моль – мягкая фонема.

  • Saat- satt – долгая фонема/краткая. И в том и в другом случае качество фонемы различает слова.


ФОНЕМА – класс физически сходных и функционально тождественных звуков.

  • ФОНЕМА – класс физически сходных и функционально тождественных звуков.

  • Из этого определения следует, что одна и та же фонема в различных условиях может звучать по-разному:

  • в русском [ a ] в предударном положении звучит как [Λ ] - [Λкно ] [Λдин ]

  • английское t в положении перед согласным теряет свою аспирацию tenderness / between

  • в словах дети – детки мы воспринимаем [t] как две разные фонемы, так же как в словах одет-одеть, тук-тюк.

  • Это варианты фонемы – аллофоны.


Коррелятивный/некоррелятвный признак фонемы

  • Мягкость фонемы – коррелятивный (т.е. значимый) признак для русского языка, некоррелятивный для немецкого (Land, Leute, liegen, lügen).

  • Поэтому немцы не могут произнести даже русские имена с мягким согласным: Катjа, Лjуба, Валjа, Колjа.



Коррелятивный/некоррелятивный

  • Долгота фонемы – коррелятивный (т.е. значимый) признак для немецкого, некоррелятивный (т.е. незначимый) для русского (долгий, дом, дома).



Дистинктивный/недистинктивный признак фонемы

  • фонемы [т] [ т`] в русском языке обладают дистинктивным коррелятивным признаком.

  • Дистинктивный = различающий слова

  • Для фонемы [l] в словах Land, Leute, lügen, lieben мягкость/твердость = некоррелятивный недистинктивный признак



Дистинктивный/недистинктивный признак фонемы

  • У фонем [a] – [a:] в словах satt / Saat долгота гласного – коррелятивный, дистинктивный признак, т.к. только по нему мы можем различить слова.

  • Итак, долгота гласного – некоррелятивный, недистинктивный признак фонем в РЯ; мягкость согласного – некоррелятивный, недистинктивный признак фонем для НЯ.


Консонантические и вокалические языки

  • количественные колебания фонемного состава достаточно велики.

  • в абхазском – 60 согласных фонем

  • в шведском – 17 гласных простых

  • в итальянском – 7 гласных простых

  • В одних языках преобладающее значение имеет система согласных, а кол-во гласных невелико. Это – консонантические языки. В других языках – разнообразна система гласных и ограниченная система согласных. Это – вокалические языки.


  • Но во всех языках согласных фонем больше, чем гласных, даже в вокалических.

  • К конс. языкам – русский (35 согласных), польский (35 согласных)

  • К вокал. языкам – словенский (18 гласных/21 согласный), сербохорватский (18 гласных/ 24 согласных).



  • Деление языков на вокалические и консонантические – один из основных критериев типологической характеристики языков на фонетическом уровне.



Качественный состав гласных

  • Фонемный состав языков различается и качественным составом

  • наличие интердентальных фонем [ð ], [θ] для (th) в английском, новогреческом, арабском, башкирском.

  • В русском и немецком эти фонемы отсутствуют.



  • В ряде языков есть шумные согласные глубокого заднего ряда (тюркские, арабские); в ряде языков есть корреляция долгий/краткий (германские, санскрит, арабский).

  • Следовательно:



  • Инвентарь фонем, их число и состав, могут быть признаны общим критерием типологической характеристики фонологических систем сравниваемых языков.

  • Структура фонемного инвентаря имеет важное значение для установления типологии соответствующего языка.


Сегментные, предельные/непредельные единицы

  • Фонемы и аллофоны называют сегментными единицами, т.к. они комбинируются в слоги и их можно рассматривать как естественную единицу сегментации речевого потока. Они называются также предельными фонологическим единицами, т.к. далее не делятся, в отличие от непредельных фонологических единиц: к ним относится слог.


Суперсегментные единицы

  • На фонетическом уровне есть и сверхсегментные (или суперсегментные) единицы – ударение, интонация



Непредельные фонологические единицы

  • СЛОГ: единая теория слога отсутствует.

  • «Наименьшая произносительная единица, т.е. самый краткий отрезок, который можно выделить при анализе артикуляционных движений в потоке речи» (Зиндер, Бондарко).

  • Звуки слога характеризуются максимальной слитностью, взаимосвязанностью при произношении.



Языки слогового и неслогового строя

  • Существуют языки слогового строя – граница слога всегда совпадает с границей морфемы.

  • Языки неслогового строя – большинство языков мира – 1) слог = 2 морфемам (напр., русские местоимения тА, тО, тЕ); 2) 1 морфема = 2 слога (голос, Atem, Segel) – корневая морфема.



  • В таких языках слог и слогоделение не связаны со смыслом, поэтому слог не является предельной фонологической единицей. В связи с этим проблема слогоделения наталкивается на большие трудности. Как правило, слог – это гласный (дифтонг) и несколько согласных, где гласный является вершиной слога. НО: в современных языках фонематического строя слог может быть представлен и отдельным звуком, может состоять из одних согласных (в чешском, сербохорватском):


  • Например, фамилия чешского лингвиста Trnka – двухсложная фамилия. Вершину первого слога образует сонорный r. То же в словах vlk (волк), krk (шея), prst (палец). В англ. в конце слова вершину слога тоже образует сонант: taken [kn], table [bl], servant [vnt].


Типы слогов

  • В разных языках слог имеет разное строение. т.е. количество и расположение согласных относительно гласных.

  • Типы слогов: открытый (кончается на гласный)/закрытый (на согласный); прикрытый (начинается с согласного)/неприкрытый (начинается с гласного).

  • Хотя во всех языках наблюдаются только эти 4 типа, но их удельный вес абсолютно разный.



  • немецкие слоги тяготеют к закрытости: mit//dem//Va-ter

  • русские – к открытости: со//тцом; по//до//ткос – при делении на слоги происходит стирание междусловных границ.



Типы слоговых структур

  • Фонемный состав слога разнообразен, но можно выделить их типы:

  • в русском – 20 типов слоговых структур; в немецком – 17.

  • При определении типа слога учитываются следующие критерии:



  • 1. Что образует вершину слога – а) только гласный (русский, польский, украинский) или гласный дифтонг (немецкий); б) слоговой согласный (англ., чешский) vlk, prst.

  • 2. число согласных в препозиции к вершине слога

  • 3. число согласных в постпозиции к вершине слога


  • Например,

  • сравним русский и немецкий языки:

  • царств, средств – в постпозиции 4 согласных. Возможно это в немецком? Да.

  • Herbst, stirbst,wirkst – та же VCCC – структура

  • всплеск, вскрик – в препозиции 4 согласных. Возможно это в немецком? Нет. Значит, структура CCCV невозможна в немецком.


  • В немецком яз. тип слога связан с характером гласного:

  • краткий гласный – согласный примыкает к нему: Wass-er, bitt-en

  • долгий гласный – согласный отходит к последующему слогу: kla-gen, Bru-der



Слог и ударение:

  • в русском один и тот же слог может быть ударным и неударным: руки-руки; рéки-реки

  • в немецком отношение слогов к ударению постоянно. Поэтому редуцированное [э] чаще всего стоит в префиксах, постфиксах. служебных словах, характерна для начальных и конечных слогов, но не серединных.

  • Какие сочетания аллофонов возможны в пределах слога?



Положение гласного. Позиционные и свободные варианты

  • Наиболее свободной является позиция гласного. В русском почти абсолютная свобода, в начале и конце слога возможен аллофон любой из 5 гласных. НО: мало исконно русских слов, которые начинаются на [ε]. В немецком слог может начинаться с любого аллофона из 14, даже с редуцированного [э].



  • Но в конце слога в немецком возможен только гласный со слабым отступом, т.е. напряженный (в том числе дифтонг) или редуцированное [э], т.к. краткий гласный связан с закрытым слогом, т.е. структура CV: - возможен; CV – невозможен.


Положение согласного

  • В немецком языке для согласных больше ограничений. Существуют 2 группы аллофонов: 1. позиционно неограниченные, 2. позиционно ограниченные – могут только прикрывать слог (в начале) или только закрывать слог (в конце слога). Например, [h], [j], [v], [z] – могут только прикрывать слог. Только закрывает слог [ŋ].

  • В русском языке – в начале слога может стоять любой аллофон. В конце – все, кроме [ж].


  • В пределах слога

  • в русском возможно сочетание любого гласного с любым согласным;

  • в немецком сочетание связано с долготой гласного: есть согласные, допустимые только после кратких гласных: [ŋ], [ç], [pf], [ts].

  • в русском сочетание гласных в пределах слога исключено

  • в немецком возможно сочетание гласного с неслоговым [į]: Va-rian-tэ

  • в немецком нет сочетания шумного с сонорным [j]

  • в русском - есть – шью, пью, лью.

  • в немецком нет сочетания согласного с самим собой, поэтому Ka-sse, A-llee – произносим один согласный после краткого гласного (типичная ошибка, на которую надо всегда указывать)

  • в русском произнесение двух одинаковых согласных – характерологический признак: во-ззрение; ка-сса.







  • Типологические признаки суперсегментных фонологических средств: ударение, интонация, фонологическое слово