shkolageo.ru 1


Управление оборотным капиталом


Оборотный капитал

  • (Working capital; Current capital; Floating capital)

  • Оборотный капитал - капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла. К оборотному капиталу относятся: - денежные средства;

  • - краткосрочные финансовые вложения; - средства в текущих расчетах ;

  • - материальные оборотные средства.



Оборотный капитал

  • С точки зрения бухгалтерского баланса представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами.



Управление денежными активами

  • Цель управления денежными активами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных средств для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам



Оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде (модель Баумоля)



  • где b - постоянные издержки, связанные с операциями с ценными бумагами, ден. ед.

  • V - потребность в наличных денежных средствах в рассматриваемом периоде, ден. ед.

  • r - норма доходности по рыночным ценным бумагам в рассматриваемом периоде, в относительной величине



Оптимальный остаток денежных средств

  • Оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде

  • (модель Миллера-Орра)


  • где σ2- дисперсия чистых ежедневных потоков наличности (мера разброса этих потоков)

  • b - постоянные издержки, связанные с операциями с ценными бумагами, ден. ед.

  • r - норма доходности по рыночным ценным бумагам, в относительной величине


Управление дебиторской задолженностью



Уровень дебиторской задолженности определяется следующими факторами

  • Вид продукции

  • Емкость рынка

  • Степень насыщенности рынка данной продукцией

  • Принятая на предприятии система расчетов

  • Доступность банковских кредитов и т.п.



Оборачиваемость дебиторской задолженнсти

  • (account receivable turnover ratio, ostjatelt raha laekumise käibesegadus)



Период погашения дебиторской задолженности

  • (days sales outstanding, debitoorse võlgnevuse siduvuse aeg)



Управление дебиторской задолженностью

  • состоит в выработке и реализации политики цен и коммерческих кредитов, направленной на ускорение востребования долгов и снижения риска неплатежей



Эффективная система управления дебиторской задолженностью включает в себя следующие факторы :

  • мотивация менеджеров прямых продаж,

  • стимулирование клиентов,

  • совершенствование договорных условий,

  • построение схемы управления дебиторской задолженностью.


Программа мотивации менеджеров

  • основана на системе оплаты их труда

  • вознаграждение имеет смысл привязать к тому, как клиент выполняет свои обязательства по своевременному погашению задолженности.


Стимулирование клиентов к скорейшей оплате

  • Предоставление покупателям гибкой системы скидок, в том числе различные бонусы



Совершенствование договорных условий

  • Включение в договор поставки штрафных санкций в виде пени за просрочку платежа.



Построение схемы управления дебиторской задолженностью

  • Утверждение регламента управления дебиторской задолженностью.

  • Закрепление за сотрудниками фирмы (например, коммерческого и финансового отдела) функций по контролю дебиторской задолженности



«Используем проблему для улучшения дел фирмы…»

  • Шаг 1.

  • создание системы прозрачных отношений в разрезе «директор-директор».

  • Шаг 2.

  • Компания проводит сравнительный анализ причин задолженностей.





  • Шаг 3.

  • Руководитель регулярно проводит оперативные совещания.

  • На них он рассматривает проблемы самих клиентов и проводит сравнительный анализ причин их задолженностей, а также уделяет время анализу работы своих сотрудников.


Общие результаты для компании:

  • руководитель настраивает вместе с лучшими менеджерами систему управления дебиторской задолженностью;

  • лучшие менеджеры (вместе с руководством) ищут ответы на вопросы рынка и клиентов;

  • в фирме формируется более четкая система ориентации на потребности рынка, возрастает командный дух, менеджеры работают эффективнее;

  • руководство постоянно проводит мониторинг рынка, находится в курсе дел клиентов;

  • компания готова к переменам на рынке, конкуренции.


Причины невозврата долга

  • Причины экономического характера.

  • Причины "политического" характера.

  • Форс-мажорные обстоятельства.

  • Причины недобросовестного характера.



Методы воздействия

  • Юридические.

  • Экономические.

  • Психологические.

  • Физические.



Оценка эффективности методов воздействия



Оборачиваемость кредиторской задолженности

  • (accounts payable turnover, kreditoorse võlgnevuse ringluskiiru



Период погашения кредиторской задолженности

  • (days payable, kreditoorse võlgnevuse kestvus päevades)



Управление кредиторской задолженностью

  • Во-первых, необходимо определить оптимальную структуру задолженности для конкретного предприятия и в конкретной ситуации:

  • составить бюджет кредиторской задолженности,



разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании

  • разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании

  • принять определенные значения таких показателей за плановые.


  • Во-вторых, необходимо проводить анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.


  • В-третьих, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.



Коэффициент ликвидности

  • (Current ratio; Maksevõime üldine tase või lühiajalise võla kattekordaja)

  • Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.



  • В Эстонии приняты следующие рекомендации:

  • 1,6 и выше - хорошо

  • 1,2 – 1,59 - удовлетворительно

  • 0,9 – 1,19 – неудовлетворительно

  • ниже 0,9 - слабо



Коэффициент "кислотного теста"

  • (Quick ratio; Likviidsuskordaja/happetest)

  • В Эстонии приняты следующие рекомендации:

  • 0,9 и выше – хорошо

  • 0,6 – 0,89 – удовлетворительно

  • 0,3 – 0,59 - неудовлетворительно

  • ниже 0,3 - слабо



Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности.

  • Этот коэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.


Коэффициент зависимости от заемного капитала

  • (Debt ratio, üldine võlaskordaja)

  • Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет заемного капитала.


Коэффициент самофинансирования предприятия.

  • (Debt equity ratio, võlad omakapitali suhtes)

  • позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.



Баланс задолженностей.

  • Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей.



Коэффициент времени.



Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности.

  • характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам.



Основные факторы, которые могут влиять на динамику данного показателя:

  • Основные факторы, которые могут влиять на динамику данного показателя:

  • изменение сроков возврата,

  • структура кредиторов,

  • средние размеры и стоимость кредиторской задолженности и т. д.



Оптимальные "рамочные" значения основных коэффициентов, характеризующих состояние кредиторской задолженности на предприятии.



Управление запасами

  • Цель управления запасами состоит в обеспечении предприятия запасами, необходимыми для поддержания производственного процесса, при минимальных затратах


Задачи управления запасами:

  • Определение количества единиц запасов, содержащихся на складе предприятия

  • Определение количества единиц товаров, которое должно быть заказано в определенный момент времени

  • Определение сроков выполнения заказов


Показатель оборачиваемости товарных запасов

  • (inventory turnover ratio, käibekordaja)



Основная модель (модель Уилсона) управления запасами основана на следующих предпосылках:

  • Спрос на продукцию приблизительно постоянен

  • Время поставки заранее известно

  • Недопустимо отсутствие запасов

  • Заказ на новую поставку осуществляется один раз в каждом цикле, величина заказа постоянна и заказы выполняются без всяких задержек



Затраты, связанные с формированием и поддержанием запасов:

  • затраты приобретения

  • затраты хранения



Затраты приобретения - издержки на выполнение заказа (переписка между компаниями, телефонные переговоры, доставка продукции и пр.)

  • Затраты приобретения - издержки на выполнение заказа (переписка между компаниями, телефонные переговоры, доставка продукции и пр.)



  • где F - стоимость выполнения одной партии заказа (ден. ед./заказ)

  • Q - общая потребность в сырье на период (нат. ед.)

  • q - размер (объем) запаса (нат. ед.)

  • Q/q - количество заказов за период


Затраты хранения - издержки, связанные с хранением запасов, включая стоимость самого хранения, капитальные затраты, амортизационные издержки и пр.

  • Затраты хранения - издержки, связанные с хранением запасов, включая стоимость самого хранения, капитальные затраты, амортизационные издержки и пр.

  • где H - затраты по хранению единицы сырья в запасе (ден. ед./ед.)

  • q/2 - средний уровень запасов за период


Общая стоимость оформления и хранения запасов:



Оптимальная партия поставки

  • Размер поставки, при которой минимизируются общие расходы по формированию и хранению запасов



Алгоритмы управления запасами:

  • 1.

  • где RP - уровень запасов, при котором делается заказ, ед.

  • MU - максимальная дневная потребность в сырье, ед.

  • MD - максимальное число дней выполнения заказа



  • SS - наиболее вероятный минимальный уровень запасов, ед.

  • AU - средняя дневная потребность в сырье, ед.

  • AD - средняя продолжительность выполнения заказа, дн.



  • MS - максимальный уровень запасов, ед.

  • LU - минимальная дневная потребность в сырья, ед.

  • LD - минимальное число дней выполнения заказа



Укрупненный метод расчета оборотного капитала

  • Оборачиваемость оборотного имущества (current assets turnover ratio, käibekapitali käibesagedus)



Период или длительность оборота

  • Резервы экономии, возможности высвобождения капитала связаны с ускорением оборачиваемости – увеличением числа оборотов и сокращением длительности оборота оборотных средств.



Привлечение средств в оборот