shkolageo.ru 1


Формирование эмпатийности у представителей творческих специальностей

  • Выполнила: Передельская Г.Б.

  • Руководитель: Замула А.А.

  • 2009 г.


Цель и задачи

  • Целью нашей работы является изучение особенностей формирования эмпатии и эмпатических способностей у студентов творческих специальностей (музыканты, дизайнеры, психологи) в период обучения в колледже и вузе.

  • Задачи теоретической части:

  • провести теоретический анализ проблем эмпатии, определить значение формирования эмпатийности в подготовке студентов творческих специальностей;

  • определить сущность, содержание, функции эмпатии и эмпатических способностей в подготовке студентов творческих специальностей;

  • Задачи эмпирической части:

  • изучить особенности формирования эмпатии и эмпатических способностей у студентов творческих специальностей (музыканты, дизайнеры, психологи) на разных курсах обучения;

  • выявить различия в степени выраженности эмпатии и эмпатических способностях у студентов разных специальностей


Предмет, объект гипотезы исследования

  • Предметом исследования является степень выраженности эмпатии и эмпатических способностей у студентов творческих специальностей (музыканты, дизайнеры, психологи), различия в эмпатических способностях и степени выраженности эмпатии у студентов разных специальностей.

  • Объект исследования: студенты музыкального колледжа, факультетов дизайна и практической психологии ШФ ЮРГИ. В количестве 60 человек, из них 22 юноши, 38 девушек, начальных и выпускных курсов обучения.

  • Гипотеза исследования: предполагаются различия в степени выраженности эмпатии и эмпатических способностях у студентов разных специальностей (музыканты, дизайнеры, психологи) от курса к курсу.


Теоретико-методологическое основание работы

  • Философские, педагогические, психологические, социологические идеи о роли образования, педагогики, знаний о человека в обществе (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);

  • Исследования по проблемам природы эмпатии (К. Роджерс, P.O. Агавелян, Б. Боуэн, Т.В. Василенко, Т.Н. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.В. Климова, И.М. Юсупов и др.)

  • Теоретические и эмпирические исследования по проблемам изучения и учета индивидно-личностных особенностей в деятельности творческих работников (А.А. Бодалев, В.К. Вилюнас, Е.Я. Васин Т.Н. Гаврилова, А.Л. Гройсман, С.А. Дергач, Е.А. Климов, М.Е. Марков, Д.Л. Морено).



Методы и методики исследования

  • Для изучения степени выраженности эмпатии и эмпатических способностей нами использовались следующие методики: «опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна», «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко.

  • Математические методы обработки данных представлены U-критерий Манна-Уитни и Н-критерий Крускала-Уолиса.



Рисунок 1 – Степень выраженности эмпатии у представителей творческих специальностей



Рисунок 2 – Профили средних значений шкал методики А. Мехрабиана в адаптации Г. Миккина у представителей творческих специальностей



Рисунок 3 – Выраженность шкал эмпатии на разных курсах обучения в группах студентов творческих специальностей


Рисунок 4 – Уровень показателей сформированности эмпатических способностей респондентов (музыкантов, психологов, дизайнеров)


Рисунок 5 – Выраженность каналов эмпатии в процентном соотношении у респондентов (музыкантов, психологов, дизайнеров)

  • Каналы:

  • 1 – рационалъный канал эмпатии;

  • 2 – эмоционалъный канал эмпатии;

  • 3 – интуитивный канал эмпатии;

  • 4 – установки, способствующие или препятствующие эмпатии.

  • 5 – проникающая способность в эмпатии

  • 6 – идентификация.



Рисунок 6 – Профили средних значений эмпатических способностей у представителей творческих специальностей

  • Шкалы:

  • 1 – рациональный канал эмпатии;

  • 2 – эмоциональный канал эмпатии;

  • 3 – интуитивный канал эмпатии;

  • 4 – установки, способствующие или препятствующие эмпатии;

  • 5 – проникающая способность в эмпатии;

  • 6 – идентификация.



Выводы

  • У большей части представителей творческих специальностей нашей выборки » - музыкантов, психологов и дизайнеров – уровень эмпатии имеет показатели нормы, что говорит о конгруэнтности чувств в выражении эмоций при общении с другими людьми.

  • Только небольшое количество участников нашего исследования имеют низкие показатели степени выраженности эмпатии, что говорит о не понимании субъектом состояния другого человека. В группе музыкантов низких показателей уровня эмпатии не наблюдается

  • У большей части у музыкантов и дизайнеров наблюдается средний уровень эмпатии. Психологи же демонстрируют или очень высокий уровень эмпатии, или заниженный уровень, что не очень хорошо ни в том, ни в другом случае.


Анализ исследования каналов эмпатии у представителей творческих профессий показал, что более всего выражен рациональный канал эмпатии у музыкантов и психологов, а у дизайнеров – канал «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии»; и менее всего у музыкантов и психологов – канал идентификации, а у дизайнеров – каналы эмоциональный и канал «Проникающая способность в эмпатии».

  • Анализ исследования каналов эмпатии у представителей творческих профессий показал, что более всего выражен рациональный канал эмпатии у музыкантов и психологов, а у дизайнеров – канал «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии»; и менее всего у музыкантов и психологов – канал идентификации, а у дизайнеров – каналы эмоциональный и канал «Проникающая способность в эмпатии».

  • В группе психологов начальных курсов вчувствование в состояние другого человека (эмпатия) выше, чем у студентов старших курсов, выпускники же отличаются от студентов 1-2 курсов большей чувствительностью к критике, готовностью изменять свое поведение.


  • У музыкантов начальных курсов установка на партнерство выше, чем у выпускников, однако выпускники отличаются большей чувствительностью к критике, готовностью изменять свое поведение.

  • У дизайнеров выпускных курсов в отличие от студентов 1-2 курсов наблюдается более высокие показатели в установке партнерства и чувствительности к критике, готовности изменять свое поведение.

  • Выявлены отличия в рациональном канале эмпатии и интуитивном канале эмпатии у студентов творческих специальностей (музыкантов, психологов, дизайнеров), значимых различий по начальным и выпускным курсам выявлено не было.



  • Спасибо за внимание!