shkolageo.ru 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 34 Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»


Цель Проследить, как русские актрисы в разное время интерпретировали роль Катерины в постановке драмы А.Н.Островского «Гроза»

  • Ход работы

  • Найти сведения о творческой судьбе русских актрис - исполнительниц главной роли в постановке драмы «Гроза»

  • Выявить особенности интерпретации роли Катерины

  • Сделать вывод о своеобразии творческой манеры каждой из актрис



Любовь Павловна Никулина-Косицкая

  • Актриса воплощала женские характеры во многих пьесах драматурга: «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Доходное место», в трилогии о Бальзаминове. И все же в историю русского театра Любовь Павловна прежде всего вошла как первая исполнительница роли Катерины в драме «Гроза». Не случайно так много общего в судьбах Любови Косицкой и Катерины Кабановой. «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.


Гликерия Николаевна Федотова

  • Одной из крупнейших актрис Малого театра была Гликерия Николаевна Федотова . Много творческих удач приносят ей произведения Островского. Всего она сыграла 29 ролей в его пьесах. В течение 35 лет играла Федотова роль Катерины в "Грозе". Ее Катерина была натурой страстной, порой доходящей до порывистой экзальтации. Актриса выделяла мечтательность и религиозность в ее характере, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию Катерины, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к своей героине.


Полина Антипьевна Стрепетова

  • Замечательная русская актриса, которая большую часть своей сценической жизни отдала провинциальному театру. Роль Катерины в драме «Гроза» занимает особое место в творчестве Полины Антипьевны. В этой роли — Катерины— и определилась с наибольшей ясностью личная тема Стрепетовой; трагедия русской женщины из народа нашла в ней свою гениальную исполнительницу. Катерина Стрепетовой — чистая, любящая, глубокая — привлекает зрителя душевным благородством, цельностью натуры, гордой независимостью характера. Как лучшие из писателей-народников, как художники-передвижники, она выполняла своим искусством серьезную общественную миссию, воспитывая в зрителях любовь к народу, веру в его силы, в его талантливость.



Алла Константиновна Тарасова

  • Алла Тарасова известна, прежде всего, как выдающаяся театральная актриса, которая создала незабываемый образ Катерины в драме "Гроза». Роль у Аллы Константиновны немногословная, но эмоционально насыщенная, требующая напряженной внутренней работы. Говорят в основном глаза. Они просто переполнены мучительными переживаниями, невыразимым страданием. Ее Катерина, как ни "замыленно" это звучит, предстаёт сильной и цельной натурой. Истинно верующая, искренняя женщина. Не зря Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Таким лучом она и смотрится в своем бездуховном окружении.


Чулпан Хаматова

  • Чулпан Хаматова – замечательная актриса. Она так очаровательна, что ее трудно не полюбить. Играя Катерину, Чулпан Хаматова в очередной раз показывает свою актерскую пластичность. Катерина в спектакле - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо, которое ни в какой клетке, понятно, не удержишь. Самую знаменитую фразу "Грозы" актриса, например, оправдывает так: побежала, поскользнулась, брякнулась на пол, ах как досадно: "Ну почему люди не летают?! " Она с равным проворством запрыгивает на мужчин и на лестницы, забираясь повыше с риском убиться задолго до финала.


Вывод

  • Каждая из актрис по-своему интерпретировала роль Катерины

  • Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».

  • Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.

  • П. А. Стрепетова — создала мученицу, русскую женщину.

  • М. Н. Ермолова - Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию.

  • А. К. Тарасова — её Катерина - жертва, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

  • Чулпан Хаматова – Катерина в её исполнении - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо.





Ресурсы

  • Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");

  • Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.265

  • www.peoples.ru/art/theatre/actor/lyubov_nikulina/history.html  

  • www.bestreferat.ru/referat-82861.html  

  • www.realdvd.ru/actor/236  

  • А также фото с сайтов: http://www.khamatova.ru, http://ntvphotoev.narod.ru, http://www.ntvprofit.ru