shkolageo.ru
добавить свой файл
1


Экономические реформы П. А. Столыпина


Цель урока

  • Познакомиться с целями, содержанием и результатами экономических реформ начала 20 века

  • Развивать навыки работы с текстом учебника и документов

  • Развивать аналитические умения



План урока

  • Петр Аркадьевич Столыпин

  • Программа реформ

  • Аграрная реформа

  • а) цель реформы

  • б) содержание реформы

  • в) итоги реформы

  • Значение реформы



Петр Аркадьевич Столыпин 1862 – 1911гг.

  • Российский государственный деятель. Окончил Петербургский университет. Служил в министерстве внутренних дел. С 1903 по 1906 гг. был губернатором Саратовской губернии. С апреля 1906 г. – министр внутренних дел. С июля 1906 г. – председатель Совета министров и министр внутренних дел. Автор аграрной реформы 1906 г.



Программа реформ

  • 24 августа 1906 г. – публикация программы реформ

  • Введение чрезвычайных мер

  • Аграрная реформа

  • Подготовка законопроектов :

  • а) о свободе вероисповедания

  • б) о гражданском равноправии

  • в) об улучшении быта рабочих

  • г) о реформе местного самоуправления

  • д) о реформе высшей и средней школы

  • е) о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения учителей

  • ж) о подоходном налоге


Аграрная реформа


Содержание реформы

  • Разрушение общины (стр. 46 – 47)

  • Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне

  • Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок



Содержание реформы

  • Переселенческая политика (стр. 48 – 49)

  • Какие льготы предоставлялись желающим переселиться на новые места?

  • а) освобождение от налогов на 5 лет

  • б) предоставление земли в собственность (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи)

  • в) денежную ссуду

  • г) освобождение мужчин от воинской повинности



Цели реформы

  • Создать социальную опору для самодержавия в лице крестьян-собственников

  • Снизить революционную активность крестьянства

  • Не допустить захвата крестьянами помещичьих земель

  • Ослабить земельный голод в центральных губерниях России.



Результаты реформы

  • Прочитайте текст учебника (стр. 49) и ответьте на вопрос: Каковы результаты реформы? Ответ оформите в виде таблицы.



Значение реформы П.А. Столыпина

  • Несмотря на то, что реформа имела ряд недостатков и осталась незавершенной, она способствовала развитию капитализма в сельском хозяйстве.